Валерий Бо
За время работы с клиентами по созданию персональных
брендов у меня накопилось много наблюдений по поводу решений, которые
позволяют усилить личный бренд.
Одновременно с этим накопились и наблюдения о
действиях, которые тормозят развитие бренда. Конечно же, каких факторов
огромное количество, но сегодня я расскажу только о тех, которые
встречаются довольно часто.
1. Позиционирование
Пожалуй, самые существенные промахи происходят именно в
личном позиционировании. Про позиционирование в бизнесе написано много
отличных книг, и глава на эту тему содержится в любом издании по
маркетингу. И все же… ошибки происходят. Одна из фундаментальных
ошибок позиционирования в персональном брендинге состоит в том, что там
механически применяются принципы корпоративного и товарного
позиционирования. Да, в этих сферах деятельности много полезных
инструментов, которыми нужно пользоваться. Однако по опыту работы с
клиентами я давно пришел к выводу, что главной осью координат в личном
брендинге является самоидентификация. Пока человек не разберется с этим
уровнем, будут происходить ошибки во внешнем позиционировании. Я
утверждаю, что в персональном брендинге – позиционирование начинается с
самоидентификации. Возможно, найдутся противники этой идеи, но сейчас я
наблюдаю обратное. Поскольку я часто говорю об этом в своих выступлениях
и интервью, то замечаю, что многие игроки рынка тоже постепенно
склоняться к этой концепции. Видимо начинают понимать, что выстраивать
внешнюю позицию нужно изнутри.
2. Не совершают больших поступков
Как правило, строительство персонального бренда – не
очень быстрый процесс. Но это вовсе не означает, что его нельзя
ускорить. Нередко ускорения пытаются добиться с помощью PR-акций. Иногда
они действительно приносят устроителю кратковременный результат. Чаще
же, они вызывают недоверие, и, люди про них так и говорят: «Ну, это же
просто пиар…». Завоевать подлинное доверие аудитории можно только
тогда, когда человек совершает значимое для других действие, и это
действие отражает его реальные личностные характеристики. Для таких
действий не обязательно создавать искусственные ситуации. Жизнь и без
того подкидывает нам интересные обстоятельства. Важно только успевать на
них реагировать.
3. Упускают строительство личных связей
Cейчас многие из нас уделяют заметное внимание построению
деловых и личных контактов через социальные сети: facebook.com,
odnoklassniki.ru, professionali.ru, linkedin.com, etc. Эти сети, как и
некоторые другие, являются хорошими инструментами, и, безусловно, имеет
смысл ими пользоваться. Каждый, кто научился их применять для своих
задач, уже получает те или иные результаты. Тем не менее, я бы
хотел напомнить, что новые инструменты вовсе не исключают старых, а
только дополняют их. Охотно соглашусь с тем, что функциональные связи
легко заводить именно через социальные сети. В то же время, нужно
отчетливо понимать, что функциональные связи оказываются довольно
ненадежными – пропадает функция, и связь ослабевает или даже
утрачивается. О стратегиях создания и укрепления связей я подробно рассказываю на семинаре «Как Создать Свою Сеть Связей»,
а здесь хочу сказать лишь о том, что непременно нужно заводить и
усиливать личные контакты. Если вы обратите внимание на большие
персональные бренды, то наверняка заметите, что эти люди обладают
обширными личными связями – это одна из важных составляющих успеха.
4. Боятся критики
Мне, как и многим из вас, приходилось видеть, что иногда умные и
талантливые люди не совершают решительных действий потому, что опасаются
критики в свой адрес. Да, критика – это не то, что доставляет радость.
Но вряд ли есть люди, которым ее удалось избежать. И
обычно происходит так, что чем персона становятся более заметной, тем
больше сторонников и, одновременно, недовольных она обретает.
Это вечные правила существования и деятельности в
социуме. И если уж ты решил здесь функционировать, то учитывай
сопутствующие данной игре обстоятельства. Персональный бренд –
это не причисление к лику святых, и боязнь критики не имеет смысла.
Стоит понять простую вещь – если тебя никто не критикует – значит, твое
присутствие на рынке никто не замечает. В то же время, от
критиков бывает польза. Иногда они помогают тем, что бесплатно
осуществляют анализ твоей деятельности и показывают слабые места.
Поэтому, если критика конструктивна, то за нее можно поблагодарить, а
если деструктивна – просто игнорировать. Не стоит вступать в перепалку.
5. Занимаются не своим делом
Кажется, что это самая очевидная ошибка. Однако, до какой
степени она очевидна, до такой же степени она часто встречается.
Парадоксально? Вовсе нет. Даже согласно исследованиям – подавляющее
большинство людей занимаются нелюбимым делом. На мой взгляд, такому
человеку будет очень трудно создать сильный личный бренд, которому верит
аудитория. Может оказаться, что в таком случае более целесообразно
заняться строительством бренда компании или товара. Там совершенно не
обязательно отражать личностные характеристики владельца бренда.
6. Тратят усилия не в той среде
Многим людям для продвижения к цели приходится
преодолевать большое сопротивление среды. Такая ситуация довольно
характерна для наемных сотрудников, пытающиеся строить карьеру в
какой-нибудь компании. Ко мне часто обращаются менеджеры среднего и
высшего звена, которые упираются в «стеклянный потолок» и ничего не
могут с этим сделать. Причем, по их собственным словам, они «зависают» в
подобном состоянии потому, что все время сохраняется иллюзия, что «еще
немного и лед тронется». Однако проходят месяцы, а то и более
существенные промежутки времени, а значимых для человека изменений все
не происходит. При этом тратятся не только силы, но и собственная жизнь.
Я убежден, что оставаться можно только в той среде, которая для
тебя благоприятна очевидным образом. В противном случае ты живешь не
своей жизнью. А если это так и ты с этим соглашаешься, то – это твой
выбор. На мой взгляд, нельзя оставаться там, где среда
препятствует вектору твоего движения. Как стрелок из лука, могу сказать,
что стрела, выпущенная с легкостью и без всякого напряжения – точнее
достигает цели.
7. Ошибки первого впечатления
Казалось бы, это самая незначительная вещь, о которой
можно было бы говорить. И все же, это не совсем так. Может быть, для
кого-то покажется странным, но у некоторых людей первое впечатление
сохраняется в памяти годами. Получается, что первый контакт с тобой
окрашивает отношение к тебе на годы. Причем наиболее удивительно то, что
в большей степени первое впечатление имеет значение для рациональных
людей. Другой причиной значимости первого впечатления является
то, что, чем больше ты действуешь в социуме, и, с чем большим
количеством новых людей ты встречаешься, то тем больше «первых
впечатлений» ты производишь. А каковы эти «первые впечатления»? Сколько
ты их создал, и какими они были – таково и «массовое» впечатление о
тебе. Скоро у меня выйдет курс, полностью посвященный первому
впечатлению и тому, как ими можно управлять. А сейчас напомню лишь
старую поговорку: «У первого впечатления нет второго шанса». И
оказывается так, что для персонального брендинга такой простой фактор
имеет большое значение.
Личный брендинг становится все более
востребованной темой, это заметно даже по количеству запросов на
персональные консультации. И мне хотелось бы сказать всего пару слов о
самом термине. Думаю, что слово «бренд» применительно к человеку имеет
смысл воспринимать, как метафору. Тогда у вас будет действительно
инструментальное отношение с процессу построения своего бренда. Валерий Бо – персональный бренд-навигатор |