Дорогие друзья!
В прошлый раз вашему вниманию был предложен один из разделов главы "Распределение финансовых потоков сетевой компании” новой книги Сергея Всехсвятского «От каждого по способностям, каждому – по труду!». Сегодня читайте еще один раздел из той же главы.
Сергей Всехсвятский
Планы "с памятью” и "без памяти”.
Следующим балансом маркетинг-планов является степень
зависимости вознаграждения дистрибьютера в текущем месяце от
результатов его структуры в предыдущий период. Если такая зависимость
существует, можно говорить о том, что маркетинг-план «имеет память».
Если подсчет результатов, скажем, по апрелю никак не зависит от
результатов по марту, значит маркетинг-план «не имеет памяти».
Почему важен этот баланс? В предыдущих главах мы
говорили о том, что компания не может абсолютно безразлично относиться
к тому, какой ценой делаются объемы в том или ином месяце. Если за
взлетами следуют падения, то это создает дополнительную нагрузку на
инфраструктуру компании. Склады то затовариваются, то опустошаются. То
бестселлеры компании оказываются в дефиците, то по каким-то позициям
истекают сроки годности. Пустой склад – обманутые ожидания клиентов!
Покупка товара с истекшим и даже истекающим сроком годности – еще
большее недовольство!
Все это, естественно, создает дополнительные расходы,
и компания вынуждена закладывать страховые проценты в общую структуру
цены. Соответственно уменьшаются выплаты по маркетинг-плану! Поэтому не
только компании в целом, но и лидерам сети выгоден не просто рост, но стабильность роста!
С другой стороны, в сетевой маркетинг в основном
попадают люди, которые не любят ждать, которые хотят «всего и сразу».
Если окупить первоначальные вложения – то в первую же неделю! Если
выйти на остаточный доход – то в первый же месяц! Если разбогатеть – то
в первый же год! Они с нетерпением, и даже с раздражением воспринимают
любые факторы политики компании, направленные на стабилизацию. В том
числе и элементы маркетинг-плана, ставящие доходы текущего месяца в
зависимость от результатов предыдущих.
В этой ситуации компаниям приходится очень тонко
лавировать, балансируя стратегические интересы развития бизнеса с
сиюминутными интересами нетерпеливых дистрибьютеров.
Прежде чем мы рассмотрим различные механизмы
согласования интересов в рамках этого баланса, давайте чуть глубже
посмотрим на его природу и на то, как те или иные варианты
маркетинг-планов отражают разные его стороны.
Откуда берется пара «планы с памятью – планы без памяти»?
Эта пара отражает архетипическую пару «мгновенное –
линейное» или «сейчас – прошлое\будущее». На одном краю этой пары живут
люди, для которых жизнь происходит сейчас и только сейчас, прошлое
быстро забывается, будущее не планируется и в большей степени
случается, чем творится. Кратким выражением мировоззрения таких людей
служит фраза: «После нас хоть потоп!» На другом краю живут люди,
которые постоянно копаются в прошлом и планируют свое будущее, но часто
упускают волшебство мгновения.
Есть еще один архетипический «родственник» баланса между мгновенным и
линейным – это пара «внутренний ребенок – внутренний взрослый». Ребенок
живет в вечном сейчас, среднестатистический взрослый обычно распят
между прошлым и будущим, зрелый человек владеет и тем, и другим.
Сетевики в целом сдвинуты к мгновенному. Отчасти
поэтому сетевой маркетинг не воспринимают как серьезный бизнес. Бизнес
ведь как раз сдвинут в линейное, планомерное. Поэтому одной из наших
основных задач является тренировка баланса в этой паре:
- Важно научиться осознавать и анализировать прошлое и планировать будущее
- Важно при этом не потерять эмоциональное отношение к настоящему
Как различные типы маркетинг-планов балансируют пару «память – без памяти»?
Как всегда, начнем с классических планов. Здесь все просто
- Планы с отделением лидеров обладают памятью
практически на всех этапах: накопление скидки, открытие квалификаций,
поддержание квалификаций. Вознаграждение текущего месяца в достаточной
мере зависит от того, как ваша сеть развивалась в предыдущие месяцы.
- Равноуровневые планы, напротив, памятью не обладают,
особенно в своем изначальном виде. Они как раз отчасти и появились как
реакция на долгое и изнурительное восхождение к вершинам в планах с
отделением. Вознаграждение в основном зависит только от итогов текущего
месяца.
Поиски баланса в многокомпонентных планах происходят, соответственно, с двух сторон.
- В планах с отделением упрощаются условия и укорачивается первая фаза – накопление максимальной скидки.
- В них же упрощаются условия на получение лидерских
квалификаций. Например, нужно держать определенный объем или ширину
первой линии не пять месяцев подряд, а три.
С другой стороны, в равноуровневых планах вводятся стабилизирующие линейные компоненты.
- На «микроуровне» хорошо работают бонусы за
стабильную активность. Например, сделал активность шесть месяцев подряд
– получи подарок! Или сделал активность год подряд – получи тринадцатую
активность бесплатно!
- На лидерском уровне в этих планах, в отличие планов с отделением, необходимо удлинять квалификационный период.
Сбалансированный по данной паре многокомпонентный план должен обладать следующими свойствами:
- «память плана», то есть стабилизирующие элементы
должны влиять на 10-15% возможного дохода. Все-таки основным
показателем, определяющим доход, является объем структуры.
- Хорошо, если в плане заложены бонусы за стабильную месячную активность для начинающих дистрибьютеров.
- Достижение очередного звания не должно происходить
по итогам одного месяца. Разумный квалификационный период составляет от
двух трех месяцев для званий с доходом в пределах тысячи долларов, до
пяти шести месяцев для более высоких званий.
- Стабильность лидерских квалификаций также должна
поощряться дополнительными бонусами. Обычно такие бонусы распределяются
раз в год, и могут представлять собой любую ценность: от бесплатного
участия в международных поездках компании до дополнительных денежных
бонусов и участия в специализированных фондах компании.
В целом данная пара может быть выражена такой схемой
Как узнавать и как балансировать эту пару в себе, других людях и организации в целом?
Ваш собеседник сдвинут в мгновенное время, если он
- Излишне эмоциональный
- Настроен на «короткие деньги» и хочет быстро получить результат
- Не проявляет желания анализировать прошлое и говорить о целях и планах
Тогда на первом шаге необходимо присоединиться к нему
и показать сиюминутные выгоды маркетинг-плана, причем подача должна
быть также эмоциональной. На втором шаге важно помочь ему расшириться в
линейное время, показать ценности анализа и планирования, научить
ставить долгосрочные цели в бизнесе.
Ваш собеседник сдвинут в линейное время, если он
- Чрезмерно сухой и рациональный
- Постоянно «зависает» в историях прошлого или планах на будущее
- Имеет «аллергию» на эмоциональные проявления
сетевого бизнеса: аплодисменты и скандирование, признание на сцене и в
целом на мотивационные технологии
- Думает о долгосрочных перспективах бизнеса, но сопротивляется мелким конкретным шагам, в частности публичным выступлениям
Тогда на первом шаге необходимо присоединиться к нему и показать
планомерные шаги карьеры по вашему маркетинг-плану до самого конца
карьерной лестницы. На втором шаге важно помочь ему освоить радости
мгновенного времени, помочь проявить скрытую или подавленную
эмоциональность научить техникам мотивации, усилить харизму.
Если в вашей компании отсутствует тот или иной
компонент, балансирующий маркетинг-план в паре «мгновенное – линейное»,
– не отчаивайтесь! Вы всегда можете сами сделать балансирующие шаги.
- Если нет дополнительных бонусов за стабильную
активность – введите их в своей организации! Например, каждый
дистрибьютер, имеющий шесть месяцев активности подряд, может получить
право на участие в том или ином лидерском мероприятии.
- Если какой-то квалификационный период слишком
длинный – устройте яркий, эмоциональный праздник для тех, кто прошел
первую половину этого периода!
- Если же, наоборот, какой-то квалификационный период,
по вашему мнению, является слишком коротким – создайте выделенное
мероприятие, поощряющее тех лидеров, которые держат эту квалификацию на
протяжении двух или трех таких периодов.
Главное – всегда помните! – баланс это динамическая
категория: пока система жива, она постоянно теряет равновесие и снова
его находит. Качество системы определяется не способностью вечно
находится в равновесии – это значит, что система мертва – а
способностью быстро восстанавливать утраченный баланс!
__________________________________________________ |