Сергей Всехсвятский
Отрывок из новой книги «От каждого по способностям, каждому – по труду!»
В первых главах книги мы неоднократно приходили к выводу, что определяющим свойством эффективного маркетинг-плана является его сбалансированность
– способность примерять, приводить в равновесие подчас очень
противоречивые интересы различных групп людей, участвующих в процессе
деятельности сетевой компании.
И даже внутри одного человека интересы и желания могут вступать в конфликт друг с другом!
Например, желание
получать достойное вознаграждение за достойный труд и желание халявы,
получить что-то «просто так», ничего не делая. Желание быть заметным,
известным или даже знаменитым, и желание жить спокойной жизнью, не
нести ответственность за внимание тысяч людей. Желание получать хорошую
прибыль с клиентской сети и нежелание «продавать», нежелание расширять
эту самую сеть. И так во всем! Человек – существо, сотканное из
противоречий и крайностей:)
Хороший
маркетинг-план должен позволять нам временные сдвиги в ту или другую
сторону, и позволять нам начинать бизнес из любой несбалансированной
точки. Например, если новичок совсем не умеет продавать, хороший план
должен дать ему возможность начать рекрутинг, и научиться продавать в
процессе первых месяцев развития бизнеса. И хороший маркетинг-план
должен постоянно подталкивать нас к балансу, к равновесию, к срединному
пути, поощряя освоение новых навыков и новых внутренних качеств.
В этой главе мы исследуем всевозможные балансы различных интересов, сторон и свойств сетевого бизнеса:
- откуда они берутся,
- как они проявляются,
- как влияют на процесс построения бизнеса,
- как отражены в тех или иных версиях маркетинг-планов
- как их находить внутри себя и видеть в проявлениях других людей
- как составить стратегию срединного пути по тому или иному балансу
Первым, и во многом ключевым, балансом маркетинг-плана, является баланс по шкале «удача – труд».
В любом бизнесе
удача играет существенную роль, – удачная идея, удачное решение,
удачный шаг, – все это может «выстрелить» на рынке, может дать
конкурентное преимущество. Ну а может и не «выстрелить»! И, как бы мы
не продумывали свои шаги, как бы просчитывали последствия своих
решений, реакция рынка бывает подчас абсолютно непредсказуемой. Это
дает каждому настоящему бизнесмену тот азарт, кураж и драйв, которые
«обычные люди» часто получают в казино и лотереях.
Но любой бизнес это
еще и кропотливый труд, – с одной стороны, труд творческий, сродни
мастерству скульптора «отсекать все лишнее», а с другой – огромный
объем тренировочной работы, сродни многочасовым ежедневным упражнениям
пианиста, необходимым для того, что поддерживать себя в пиковой форме.
В идеале эти
полярности оказываются сбалансированы, интегрированы. Наблюдая за
выступлением выдающегося спортсмена, слушая игру выдающегося музыканта,
мы можем только догадываться, какой колоссальный труд стоит за видимой
легкостью и воздушностью. Точно так же, наблюдая карьеру «удачливого»
бизнесмена, мы часто упускаем из вида его многолетний труд по развитию
хотя бы умения чувствовать тенденции рынка и капризы покупателей.
Шкала полярностей применительно к паре «удача – труд» будет выглядеть примерно так:
С одной ее стороны
находится крайность наемного труда, в которой аспект удачи играет
минимальную роль, а аспект ежедневного труда – максимальную. С другой
стороны этой шкалы находится крайность разнообразных социальных игр:
как легитимных, типа лотереи и казино (упс, уже нелегитимное!), так и
нелегитимных, типа пирамид и других афер.
Бизнес – это
возможность сбалансировать, интегрировать эти полярности. В «правильно»
выстроенном, эффективном бизнесе обе крайности представлены, обе
крайности используются, найден срединный путь. В «неправильно»
выстроенном бизнесе владельца может шатнуть в любую из двух крайностей:
как в принятие решений «методом тыка», в самодурство собственника, так
и в превращение в приземленного наемного директора собственного
бизнеса, потерю чувствительности к рынку, потерю способности принимать
интуитивные решения.
В сетевом
маркетинге полярности удачи и труда представлены очень ярко! Так как
активы в нашем бизнесе выстраиваются из человеческих отношений, то и
аспект удачи и аспект труда проявляются прежде всего в человеческих
отношениях. Попробуйте вспомнить ситуации из вашей бизнес практики или
известные вам примеры, в которых случайный разговор в автобусе или
случайная встреча на улице приводили к появлению в бизнесе сильного
лидера, чья организация и чьи объемы приносили вам (или кому-то еще)
существенный доход. Это удача? Несомненно! И это именно то, что
привлекает в наш бизнес миллионы людей, искренне верящих, что вот
завтра, вот – через неделю, они обязательно встретят свой «золотой
корабль»!
Но сетевой бизнес –
это, конечно же, тот самый кропотливый труд! И, кстати, часто его
ставят на одну доску с лотереями и пирамидами (вспомните, давно ли вы
слышали слово «лохотрон») отчасти потому, что мы сами чрезмерно
позиционируем аспект удачи, рассказывая о бизнесе. А чистая удача – это
что? Правильно – лотереи и пирамиды!:) Не имеет смысла скрывать от
новичков тот факт, что это труд – ежедневный труд по работе над собой,
ежедневный труд по совершенствованию своих навыков управления
клиентскими сетями, ежедневный труд по развитию и укреплению отношений
со своей организацией.
Откуда берется пара «удача – труд»?
Эта пара является
отражением еще более общей архетипической пары: «делаю – случается»,
того, что появляется в нашей жизни благодаря нашим же усилиям, и того,
что появляется в нашей жизни «само собой», в результате совпадений,
случайностей, «подарков судьбы». При этом «делаю» относится к аспекту
«ян»: мужскому, личностному, а «случается» – к аспекту «инь»: женскому,
безличному.
Как различные типы маркетинг-планов отражают пару «удача – труд»?
Из классических
двухкомпонентных планов план с отделением лидеров сдвинут в сторону
полярности «труд», а равноуровневый сдвинут в сторону полярности
«удача». Классические бинары и матрицы – это практически чистая удача.
Почему?
- В первой главе уже
было подчеркнуто, что план с отделением лидеров требует постоянного
поддержания бокового группового объема – это труд, причем труд
постоянный.
Никакая удача не
изменит этот аспект плана с отделением, она может принести вам сильного
лидера, но это значит, что он быстро отделится от вашей группы.
Лекарство здесь единственное: по мере движения лидера по карьерной
лестнице постепенно уменьшать (вплоть до полной отмены) условия на
боковой объем. Это приводит такие планы к большей сбалансированности по
шкале «удача труд». Такие планы в индустрии существуют.
- Традиционно верхние ступени плана с отделением подразумевают воспитание десяти, пятнадцати и даже более лидерских ветвей.
Это не просто труд,
это огромный труд. Лекарство: воспитывать не большое количество
отделившихся лидеров в разных ветвях, а небольшое, но более крупных
лидеров. Такие планы уже начинают встречаться.
- С другой стороны,
так как в равноуровневом плане нет «отделения», а оплата идет в
основном за объем, то удачное подписание даже одного сильного лидера
часто гарантирует большой пожизненный доход удачливым лентяям и
бездельникам.
Лекарство:
уменьшение абсолютных выплат по первой компоненте и увеличение выплат
по лидерским компонентам. Однако это лекарство имеет и свои побочные
эффекты, например, нестабильность доходов при изменении соотношения в
квалификациях. То есть объем сети может измениться незначительно, а
доход упасть заметно, если нижестоящий лидер выполнит очередную
квалификацию. Психологически это не всегда комфортно.
- Классические бинары и матрицы – это практически лотерея:) Игорь Сидоров приводит несколько хороших примеров в своих статьях, и я лично знаю сетевика, который достаточно случайно подписал двух активных бинарщиков в достаточно случайном проекте. Примерно
год до закрытия компании – сюрприз, сюрприз – этот человек получал
пятизначный долларовый чек. Неплохо для удачи!:) Но всегда нужно
помнить, что в отличие от лотереи такие ситуации могут пагубно
сказаться на вашей репутации!
Многокомпонентные
планы с дополнительными балансирующими технологиями позволяют почти
идеально сбалансировать построение бизнеса по шкале «удача – труд». В
результате мы приходим примерно к такой схеме:
Как эта пара проявляется в нашей жизни? Как узнавать эту пару в общении с другими людьми?
Человек, сдвинутый
в сторону «случается», ориентирован на возможности, он постоянно
«прислушивается» к жизни, у него развито то, что я называю «чувство
открывающейся двери». Часто это сопровождается нелюбовью или неумением
активно действовать. Такому человеку нужно показывать маркетинг-план
(да и весь наш бизнес в целом) именно со стороны возможностей, со
стороны удачи.
Человек, сдвинутый
в сторону «делаю», меньше доверяет случайностям и удаче, больше
ориентирован на свои силы, на свои действия. Такому человеку не стоит
сладко петь о «величайшей возможности в истории человечества», а нужно
показывать наш бизнес через призму четких алгоритмов и пошаговых
технологий. И маркетинг-план тоже показывать со стороны планомерного
поощрения результативных усилий.
Если же вам
встретился человек, в котором обе полярности хорошо представлены и
сбалансированы, человек, который умеет и возможности ощущать, и
действия делать, – вам повезло! Это идеальный кандидат для нашего
бизнеса!
Как работать с полярностью «удача труд»?
Технология
интеграции полярностей подробно описана в главе "Становление лидера”
моей предыдущей книги "Срединный путь сетевого маркетинга”. Работа с
парой «удача труд» полностью подчиняется общему алгоритму.