Елена и Екатерина Стоцкие
Личный бренд в сетевом
маркетинге.
Что это такое?
Зачем он нужен? Как его создать?
Бренд. Откуда
взялось это слово?
Слово бренд (или
брэнд, если Вам так больше нравится) прижилось в России всего лишь около 10 лет
назад Оно пришло к нам из западной экономики вместе с такими словами, как
логотип, слоган, пиар (или
PR), менеджер,
промоушен, презентация и многими другими.
Если поинтересоваться более древней историей,
оказывается, что слово «бренд» происходит от латинского
brand - клеймо, тавро или от скандинавского brandr - жечь, выжигать.
Первоначально клеймили или таврили лошадей, коров и свиней скотоводы.
Это было необходимо для того, чтобы не перепутать свою скотину с чужой и
уличить воров. Метка или клеймо определенного рисунка выжигалась на шкуре
животного раскаленным железом и оставалась на нем пожизненно.
Когда коровы и лошади попадали на рынок,
покупатели выбирали себе товар от надежных хозяев, которые выращивали самых
здоровых, резвых, откормленных, плодовитых животных. Клеймо таких хозяев
становилось узнаваемым для их «целевой аудитории» и служило
гарантией качества. Тавро передавалось из рода в род как фамильный
герб.
В дальнейшем клейма стали ставить на своих товарах самые искусные
ремесленники, беря на себя ответственность за качество своей
продукции.Справедливости ради стоит напомнить, что клеймили также рабов, беглых
каторжников и женщин легкого поведения, поэтому в русском языке слово клеймо
имеет и негативный оттенок.
Торговля и товарообмен
существуют тысячи лет. Прежде отношения между купцами были основаны на доверии,
договор скреплялся простым рукопожатием (вспомните выражение
«ударить по рукам». Этого было достаточно, так как отношения
строились долговременные и прочные, люди дорожили своим честным и
добрым именем или, как мы теперь скажем, репутацией.
Сейчас этот важный смысл слова «бренд» (гарантия
доброго имени) отходит на второй план. О том, что репутацию надо заслужить,
кое-кто забывает. Многим кажется, что бренд можно создать на пустом месте,
заплатив большие деньги пиарщикам, копирайтерам и рекламистам.
Появился даже термин «брендирование»,
что в сознании обывателя означает сочинение эффектного названия новой компании
или продукта, броского слогана (или лозунга), а также разработку
запоминающегося логотипа (или графического символа) и рекламного ролика. Часто
также придумывается трогательная и
увлекательная легенда об отцах-основателях компании, записываются
«достоверные» свидетельства звезд культуры, науки, искусства или
спорта о том, что они жить не могут без продукции или услуг вашей компании, и
– дело в шляпе!
Многие фирмы тратят
колоссальные средства для создания собственных брендов по этому рецепту, хотя
не всегда их усилия приводят к желаемому результату.
Некоторые современные определения бренда в мире
экономики
-
Бренд - это торговая марка со сложившимся имиджем.
- Бренд -
символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым
продуктом или услугой.
-
Бренд - всемирно известная торговая марка,
окружённая набором ожиданий, ассоциированных с продуктом или услугой, которые
типично возникают у людей.
-
Бренд - Это все, что приходит в голову человеку
относительно продукта, когда он видит его логотип или слышит название.
- Бренд -
набор восприятий в воображении потребителя.
- Бренды — это
образные представления, сохранённые в памяти заинтересованных групп, которые
выполняют функции идентификации и дифференциации и определяют поведение
потребителей при выборе продуктов и услуг.
Брэнд - это неосязаемая сумма свойств продукта:
его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования.
Брэнд так же является сочетанием впечатления, которое он производит на
потребителей, и результатом их опыта в использовании брэнда.
Итак, общим свойством
брендов является их узнаваемость и предсказуемость. Кроме того, хотя в
приведенных выше определениях этого не указывается, в большинстве случаев
подразумевается их широкая популярность и заслуженная хорошая
репутация.
Какие бывают бренды?
На самом деле брендами могут быть не только
компании. Ими могут также стать: -
отдельные личности (Сократ, Гиппократ, Архимед,
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петр
I, Екатерина
II
, Наполеон, Пушкин, Толстой, Бах, Моцарт,
Паганини, Шаляпин, Окуджава, Ростропович, Солженицын…,
- достопримечательности
(Красная площадь, Царь-пушка, Эйфелева башня, пирамида Хеопса, статуя
Свободы…,
-
города (Москва, Санкт-Петербург, Киев, Лондон,
Нью-Йорк, Рим, Париж…,
-
страны (Франция, Япония, Греция, Австралия, США,
Россия…,
- товары (икра, сомбреро,
кимоно, жень-шень, кубик Рубика, тамагочи …
- произведения искусства
(Джоконда, Давид, яйца Фаберже, гжель, хохлома, матрешки).
В большинстве случаев слову «бренд»
придается коммерческий оттенок. Бывает
так, что заметная разница в цене сопоставимых по качеству товаров определяется
только раскрученностью (модностью, популярностью) их брендов.
Тем не менее дутые бренды не удерживаются на
рынке. Гарри Беквит утверждает: «Все великие бренды –
«настоящие». Они продолжают пользоваться спросом, потому что люди
им доверяют. Они являются именно тем, за что себя выдают; великие бренды
честны».
Какое это все имеет отношение к нам с Вами -
дистрибьюторам сетевых компаний?
Том Шрайтер (Большой Эл) в свое время писал, что в
рейтинге значимости факторов, влияющих на решение кандидата присоединиться к
той или иной сетевой компании, на первом месте оказывается личность
того, кто проводит презентацию. Люди решают для себя, хотят ли они
быть рядом с Вами, хотят ли они чувствовать себя так же, как чувствуете себя
Вы.
А ведь сейчас существует колоссальный выбор – мало того,
что число сетевых компаний измеряется сотнями, нам приходится конкурировать с
тысячами дистрибьюторов нашей родной компании. Как сделать так, чтобы люди
становились именно нашими клиентами или партнерами, откликались именно на наше
предложение? Может быть, и нам пора задуматься о создании собственного
БРЕНДА?
Кстати, создание личного бренда важно для любого
бизнеса. Гарри и Кристин Беквит в книге «Сам себе бренд» пишут:
«Опытные продавцы действуют иначе. Сначала они продают себя,
потом - свою компанию и только после этого заводят речь о
продукции».
Большинство из нас уже, не сознавая этого, являемся брендами в глазах
своих родных, друзей, коллег, соседей, дистрибьюторов. Однако стоит внести
некоторую осознанность в этот процесс.
Как заслужить
хорошую репутацию? -
Выполнять любые свои обещания и даже перевыполнять
их - доверие завоевывается мелочами.
-
Продолжать учиться - «Образование дает
гораздо больше, нежели просто готовит нас к будущей карьере и развивает
интеллект. Оно расширяет границы нашего мира, увеличивает количество людей, с
которыми мы можем наладить контакт. Разностороннее образование позволяет найти
общую тему для разговора практически с каждым. Чем больше вы знаете, тем
больший интерес представляете для окружающих» (Гарри и Кристин
Бэквит).
-
Признавать свои ошибки и учиться на
них
- Щедро
делиться информацией и не только ей. Прежде чем
что-то получить, надо отдать. Начинайте учить других. Выражайте свои мысли
вслух или письменно.
-
Незамедлительно отвечать на письма и звонки тех,
кто к вам обратился.
Как сочинить о
себе историю, миф или легенду?
Как утверждает Сергей Всехсвятский, неотъемлемой
частью бренда является ценность, которую представляет собой компания или
личность в глазах окружающих, а также сложившийся вокруг нее миф или легенда.
Что же делать, если пока мы еще не стали легендарной личностью?
Начнем с осознания наших собственных достоинств.
Вспомните реальных людей и персонажей из книг и фильмов, которыми Вы
восхищаетесь, и выпишите хотя бы по три выдающихся качества каждого из них.
Внимательно перечитайте получившийся перечень и
подумайте, случалось ли Вам в жизни проявлять подобные качества. Ответ приятно
удивит вас. Теперь надо лишь осознать это и начать гордиться собой.
Вспомните, как
устроены многие сказки мира. Рождение героя сопровождается разными чудесами. У
героя рано проявляются необыкновенные способности. На его долю выпадают тяжелые
испытания, но чудесные помощники или учителя помогают ему выйти из них целым и
невредимым.
Ваша задача - отыскать в собственной биографии все
эти элементы: -
Чудесное рождение
. Мы неоднократно проводили это упражнение и
практически у каждого участника вспоминались какие-то драматические подробности
– кто-то родился в рубашке, кто-то недоношенным, кто-то - в поезде или
самолете, у кого-то во время рождения бушевала гроза, шел град или вдруг
неожиданно появлялось солнце, кого-то потеряли, уронили, чуть не утопили или
спасли от страшной болезни. Иногда речь идет о «втором рождении»,
после перенесенных болезней, утрат, переживаний.
- Раннее проявление
удивительных способностей.
Если не вспомните сами, спросите у родителей, бабушек и дедушек. Наверняка в
детстве Вы подавали очень большие надежды и проявляли самые разнообразные
дарования – художественные, музыкальные, спортивные, обладали
феноменальной памятью или умением решать задачи, играть в шахматы, разгадывать
головоломки или хотя бы творчески озорничать.
- Чудесные
учителя. Признайтесь себе,
что в Вашей жизни есть или были такие люди, которым Вы благодарны за те
жизненные уроки, которые они Вам преподали. Это могут быть родители и другие
родственники, школьные и институтские преподаватели, ваши друзья, авторы книг
и, наконец, Ваши спонсоры в Вашей любимой
компании.
-
Чудесные испытания
. Жизнь каждого из нас полна драматических
событий, которые вполне могли бы составить сюжет для книги или сериала. На Вашу
долю уже выпало множество испытаний, Вы успешно справились с ними и готовы
преодолеть новые преграды на пути к своему успеху.
Теперь сядьте и напишите историю своей жизни.
Для тех, кто категорически отказывается искать
примеры героизма в собственной биографии, есть другой вариант сочинения истории
о себе. Ответьте на следующие простые вопросы: - Что привело меня в этот
бизнес?
-
Что мне здесь сразу понравилось?
- Как я изменился за это
время?
-
Что в моей жизни изменилось?
- Чего я хочу достичь
теперь?
Для тех, кто слишком скромен и считает, что
хвалить себя неприлично, мы приводим ниже пример-подсказку, что можно написать
о себе:
Наши ценности
Семья, любовь, дружба, свобода, честность,
доверие, оптимизм, партнерство, ответственность, щедрость, открытость,
отзывчивость, команда, путешествия, юмор.
Наши
убеждения -
Жизнь увлекательна и прекрасна.
- Мы доверяем
миру.
-
Только мы отвечаем за то место, которое занимаем в
мире. Мы получаем от жизни то, что позволяем себе.
- В мире существует
изобилие благ, и они доступны каждому.
-
Чтобы получить в жизни что-то новое, надо делиться
тем, что у тебя есть.
-
Честность всегда оправдана.
- Мы относимся к людям так,
как хотели бы, чтобы они относились к нам.
- Генеральная уборка в
собственных мыслях – необходимая гигиеническая процедура.
- Каждый человек каждую
минуту делает наилучший выбор, исходя из той информации, которой он располагает
в этот момент.
-
Когда ученик готов, появляется
учитель.
-
Смысл высшего образования – научиться
учиться.
-
Чтобы чему-то научиться, надо начать делать это и
обучать этому других.
-
Мы – дети природы и подчиняемся ее
законам
Наши замечательные качества
Мы - доброжелательные, искренние, честные, добрые,
щедрые, мудрые, умные, энергичные, открытые, позитивно настроенные, остроумные,
отходчивые, отзывчивые, работоспособные, терпеливые, харизматичные, творческие,
обаятельные, ласковые, ответственные, наблюдательные, любознательные,
любопытные, веселые, легкие на подъем, неприхотливые, авантюрные
личности.
Наши замечательные навыки и
умения
Мы обладаем образным
мышлением, артистизмом, ораторским мастерством, легким слогом, чувством юмора,
творческим подходом к жизни, работоспособностью, умением учиться новому,
слушать, анализировать, доходчиво объяснять, руководить, фотографировать,
изобретать, навыками ведения тренингов, ландшафтного дизайна, выживания в дикой
природе и в большой семье в большом городе и многим другим.
Как продвигать
свой бренд? -
Помните, что все, что Вы делаете, укрепляет или
разрушает Вашу репутацию.
-
Делитесь тем, что Вы уже умеете.
- Осознайте свою
уникальность и одаренность, оцените свои заслуги.
- Станьте профессионалом и
экспертом в своей области.
-
Каждый день спрашивайте себя, хочу ли я, чтобы
дистрибьюторы моей организации работали так же, как я.
- Создайте неформальную
визитку, которая бы рекламировала бы Вас, а не Вашу компанию.
- Напишите свою собственную
историю и делитесь ею с окружающими, рассказывайте на презентациях, разместите
в Интернете на своем сайте, блоге или в социальных сетях.
- Выступайте публично,
пишите статьи и заметки.
Продвинув свой собственный бренд, начните
продвигать бренд своего спонсора, лидеров своей дистрибьюторской организации,
Вашей компании и ее продуктов, а также бренд индустрии сетевого маркетинга.
Желаем Вам всяческих успехов на этом поприще.
Рекомендуем прочесть
Гарри Беквит, Кристин Клиффорд Беквит. Сам себе
бренд. Искусство продажи
себя Издательство «Попурри», Минск, 2006.
Гарри Беквит,
автор бестселлера «Продавая незримое», на этот раз вместе со своей
женой и партнером Кристин Клиффорд Беквит создал маленькую энциклопедию по
личному брендированию. Секреты маркетинга, о которых мы интуитивно
догадываемся, облечены в форму изящных эссе, завершающихся коротким резюме. Эта
книга - о том, как завоевать доверие клиентов и парнеров, не изменив себе.
|