Сергей Всехсвятский
Мир не просто ускоряется, он утоньшается – может быть,
в этом и будет обещанный конец света, что не столько материальный мир
куда-то денется, а просто наше внимание окончательно окажется
сфокусировано на мире нематериальном, мире идей и качеств, стилей и
образов, сил и потоков, сказок и мифов. И известная формула зрелости
«построй дом, посади дерево, вырасти сына» превратится в что-то типа
«построй бренд, посади зерно новой сказки, вырасти миф».
Сказочники, шаманы и мифотворцы снова в цене, только
теперь они маскируются словами «консультант по имиджу», «коуч по личному
бренду» и «тренер личностного роста». Переболев вульгарным
материализмом, мир возвращается к своим истокам, только теперь
недавнорожденный рациональный ум уже не бунтует по подростковому, не
обзывает мифологию «опиумом для народа», а, присмирев и остепенившись,
становится если не партнером, то инструментом создания новых сказок.
Уже много лет я использую фразу при знакомстве
«зайдите на мои сайты, лучший способ узнать человека – через его
творчество». С исчезновением определенного места жительства и
определенного места работы, основным маркером, основным «опознователем»
многих из нас становится строка символов, ведущая на личный сайт, или
даже мини-портал, из которого разбегаются дорожки на различные
креативные проекты и коммуникационные каналы, всякие блоги и твиттеры,
скайпы и аськи, и если повезет, мобильный номер в той стране, где
носитель этого виртуального многообразия временно находится.
Устав решать самую занудную, самую нерешаемую и самую
иллюзорную (потому и нерешаемую) дилемму человеческого существования
«деньги или духовность», мы находим удовлетворяющий нас уровень
материального комфорта, и высвободившиеся силы и другие ресурсы
вкладываем туда, куда, в общем-то, они и должны быть вложены. В создание
новых смыслов, в развитие, в творчество. Особенно в мифотворчество:)
Уже противостояние двух систем – так называемого
социализма и так называемого капитализма – было насквозь мифологично,
хотя и подкреплялось суровыми материальными атрибутами в виде ядерных
ракет. Но там хотя бы было какое-то реальное перетягивание каната между
экономическими и политическими способами устройства общества. Сейчас,
когда в мире осталось одно экономическое и одно
политическое устройство, поле для мифотворчества расчистилось и перешло
на, так сказать, частный уровень.
Нет, конечно, государства и народы продолжают
создавать свои сказки, но как-то этот процесс уже потерял былую
эпичность и глобальность, ядерные ракеты потихоньку демонтируют, а
материальным носителем сказок становятся более невинные и менее
затратные олимпиады и хоккейные чемпионаты.
Для активизации размышлений о частном, индивидуальном
характере современного мифотворчества рекомендую всем желающим
посмотреть фильм «Пипец», замечательную историю про подростка, решившего
взять один из национальных американских мифов и воплотить его в своей
реальной частной жизни.
Но факт остается
фактом – течение нашей жизни все больше зависит не только от наших дел,
но от наших Слов, слов сказанных и слов написанных, образов и мифов,
созданных этими словами. В начале было Слово, так вот, похоже, что в
конце тоже останется Слово… А в паре Слово и Дело – не то, чтобы Дело
потеряло свои позиции, скорее баланс восстанавливается. Если раньше
Слово и Дело находились в некотором противопоставлении, и можно было
наблюдать скрытое недоверие и даже пренебрежение к Слову, то сейчас все
больше, как и во многих других парах полярностей мы возвращаемся на
срединный путь, мы хотим «два в одном». Слово, воплощенное в Деле, и
Дело, окруженное красивым и сильным Словом!
Избыток слов никогда не заменит недостаток дел, но
недостаток слов все меньше и меньше прощается. В эпоху виртуального
общения, удаленной работы и домашнего бизнеса умение передать свою веру и
убежденность, свои любовь и заботу, свой интерес и энергию через Слово
становится критически важным для нашего будущего. Создание красивых,
здоровых и стабильно развивающихся мифов – и понятие миф ни в
коем случае не является противостоящим «реальности», а наоборот, миф
вырастает из реальности, как цветок из почвы – создание образов и
брендов, легенд и традиций является ключевым умением, определяющим успех
человека как в личной жизни, так и в жизни общественной, так и в
бизнесе!
Стоит вспомнить, как это делается:)