... Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. (А.П.Чехов) Вам нужно взять «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. И каждый день выучивать по восемь строк. В дальнейшем мы будем возвращаться к «Евгению Онегину», и я рассчитываю, что за месяц вы выучите 200-250 строк. Если выучить восемь строк будет для вас слишком сложно, можете ограничиться четырьмя. А если задание покажется вам нетрудным, я советую учить по десять строк. Все индивидуально. Слышу голос вечного спорщика, я называю его неисправимым демагогом: — А две строчки в день можно? У меня плохая память. Можно и две. Но лучше восемь. Я мог бы долго объяснять, почему, но не хочу злоупотреблять вашим вниманием и убедительно прошу поверить мне на слово. (Кстати говоря, если вы пользуетесь авторитетом у тех, кто вас слушает, то иногда можете прибегать к этой форме: попросить поверить вам на слово, без доказательств... и вам поверят. Но не злоупотребляйте доверием ваших слушателей!) Знаю: многие скептически воспримут мое требование учить наизусть по восемь строк ежедневно. А зачем? К чему? Что это даст? Мы же хотим научиться правильно говорить, убеждать, общаться; при чем тут «Евгений Онегин», который нам еще в школе надоел? Все верно. Вы правы. Но прав и я! Сознаюсь: редко позволяю втягивать себя в обсуждения. Не люблю спорить. Больше того, уверен, что в споре не рождается истина. В споре могут родиться только вражда, обида, ссора, если угодно, война. Почему? Я к этой проблеме еще вернусь. А пока прошу вас подумать на эту тему: рождается ли истина в споре? Помните, в этюде N 29 я говорил о том, что надо заранее сосредоточиваться на определенной теме, тогда включается наше подсознание и помогает нам незаметно для нас самих готовиться к будущему выступлению? Чтобы уметь четко и ясно, интересно и доказательно говорить публично, необходимо иметь хорошую память. Именно память поможет вам овладеть аудиторией, повысит ваш авторитет, и многие слушатели скажут про вас: «Вот это эрудиция, вот это владение словом! Столько он знает, как легко оперирует цифрами, фактами, как точно и к месту приводит цитаты, как красиво и убедительно звучит его речь!». Я уже писал о том, как развивать свою память. Но это все было в дополнение к главному — умению удерживать в памяти все, что вам нужно, что может пригодиться. Так вот (здесь можно и покукарекать!), заучивание стихов — прекрасное средство для развития памяти. Важно не просто запомнить стихи, важно произносить их, понимая смысл, читать выразительно, эмоционально. Нет ничего скучнее монотонной речи бубнящего человека, нет ничего ужаснее рубленой речи, когда каждое слово выделяется, словно рубится; такая речь способна настолько утомить слушателя, что он почувствует физическую усталость, будто тяжелые вещи перетаскивал на большое расстояние. Попробуйте прочесть пушкинские строчки так, чтобы донести до слушателя каждое слово поэта, подчеркивая главное в произведении и давая при этом свою трактовку. Не забывайте: где запятая и точка — обязательны паузы. Разберу первые две строчки. Можно произнести их без паузы, не обращая внимания на знаки препинания: «Не мысля гордый свет забавить вниманье дружбы возлюбя». Пропадет весь смысл. Или произнести все слова с одинаковой интонацией — опять же будет трудно уловить смысл. Нужно выделять, подчеркивать слова интонацией. Но какие слова? Может быть, не мысля ? А если гордый — да еще произнести это слово с раскатистым р , почти разделяя на два слога — гор-рр-дый ? Для кого-то важно выделить свет или забавить. Пять слов в первой строке — пять вариантов разных прочтений. А если после не мысля выдержать небольшую паузу, а само слово подать с подтекстом: мол, бесполезно все это, не стоит и время тратить (не мысля!). Но нет ли здесь другого подтекста: произношу не мысля , а на самом деле хочу сказать, что собираюсь гордый свет забавить , удивить, поразить, заинтриговать? Не прибегнуть ли к небольшой паузе после слов "Не мысля гордый свет (пауза) забавить ", да и само слово забавить произнести чуть медленнее, чем предыдущие, сделав ударение на втором а чуть нарочитым, немного растянуть эту букву (заба-а-а-вить ). Проанализируйте с таких позиций эти две строчки: Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя... Сколько вариантов для произнесения! Теперь попробуйте обосновать выбранный вами вариант. Что главное для вас в этих строчках? Слово дружбы или возлюбя ? Допускаю, что для некоторых важным окажется слово вниманье . Все зависит от вашего душевного настроя, от того, как лично вы воспринимаете эти строки. Если вы научитесь произносить каждое слово, каждое предложение эмоционально, со смыслом, ваша речь обретет индивидуальную окраску, слушатели с интересом начнут вас слушать. А следовательно, вы сумеете воздействовать (не это ли цель любого выступления?!) на тех, к кому обращена ваша речь. Смотрите, как много полезного дает чтение наизусть для развития навыков устной речи, публичного выступления. Неужели я вас не убедил? Не ленитесь, выучивайте текст. Но, перед тем как начать учить, уясните для себя, какие слова вы хотите подчеркнуть, где пауза больше, где меньше, как учесть знаки препинания, как избежать торопливости при чтении. Чтобы слушатели вас поняли, надо в первую очередь самому четко понимать, что произносишь. Подумайте о жестах. Какие они могут быть: взмахнуть рукой, вскинуть голову, откинуть голову, сделать шаг вперед, отступить назад... А глаза? Шире открыть, сузить? Советы великого К.С. Станиславского, думаю, помогут вам понять, как нужно читать: "Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие, обязательно голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполнят своего назначения. В самом деле, отнимите от точки ее финальное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него особое звуковое «кваканье», и слушающий не поймет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура — к ответу, восклицательная — к сочувствию и одобрению или протесту, две точки — к внимательному восприятию дальнейшей речи и т.д. ...Но перед ней (запятой. — В.Ш.) на последнем слоге последнего слова вам захочется загнуть звук кверху (не ставя ударения, если оно не является логически необходимым). После того оставьте на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая рука, заставляет слушателей терпеливо ждать недоконченной фразы. Передавайте словами видения, а не текст".
Этюд 35
Наговорите пересказ прочитанного текста о советах К.С. Станиславского на магнитофон. Для того чтобы ваш пересказ получился полнее, сначала законспектируйте то, что вы решили поведать. Прослушайте сделанную запись. Еще раз запишите себя на магнитофон, исправляя все недостатки, которые вы заметили. Снова перескажите текст и запишите его на магнитофон, ибо я думаю, что вы что-то существенное при первой записи упустили (пересказывать текст надо, заглядывая только в конспект). После этого расскажите текст двум-трем вашим знакомым, при этом попытайтесь объяснить им все новое, что вы сами узнали. По времени ваша речь не должна занимать более восьми минут. И не забывайте продолжать анализировать, как говорят ваши знакомые, начальники, подчиненные, коллеги. Какие ошибки вы замечаете в их речи? Используйте хорошие примеры, но не забывайте учиться и на ошибках других. И, пожалуйста, начинайте учить наизусть стихи. Интересно: сколько раз вам придется прочесть первые восемь строк, чтобы их запомнить? Лучше всего заучивать, не заучивая, то есть просто читать текст вслух... Читать один раз, второй, третий, десятый, пятидесятый, а может быть, сотый. Вы знаете, как учат роли артисты? Они садятся за стол, открывают свои тетрадки (роли для актеров переписывают в специальные тетради, там целиком роли и реплики партнеров) и начинают читать пьесу. Один раз читают, заглядывая, второй, третий, четвертый... Потом репетируют, держа в руках тетрадки. Они должны помнить реплики других... Последние слова партнеров, после которых им нужно произносить свои слова. Текст выучивается, как правило, автоматически. Слышится реплика — и тут же всплывают в памяти слова действующего лица, которые требуется произнести. Возникают собственные узелки памяти... Итак, пожалуйста, начните учить восемь строк. Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя, Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя, Достойнее души прекрасной, Святой исполненной мечты, Поэзии живой и ясной, Высоких дум и простоты... Каждому, занимающемуся в нашей заочной школе, необходимо понять разницу между речью письменной и устной, публичной. Даже когда вы составляете текст доклада, выступления, планируете выступить с репликой, заявлением, вы должны обязательно учитывать специфику устного выступления. К такому тексту должен быть другой подход. Раньше существовало правило: стенограмму публичного выступления всегда давали для исправлений и добавлений выступавшему. И не только для того, чтобы он мог исправить ошибки стенографисток; следовало внести небольшие исправления чисто стилистического характера, ибо одно дело речь звучащая, когда жест, пауза, интонация может многое дать для понимания текста, и другое дело, когда текст опубликован; если не сделать некоторых добавлений, то читатель просто ничего не поймет. Например, произносится фраза: «Иванов — замечательный человек» — и при этом делается жест рукой сверху вниз; все сразу поймут: хуже Иванова нет никого на белом свете. А можно в речи использовать другую форму, сказать: «Иванов — замечательный человек в кавычках». И все поймут: плохой человек Иванов. Заучивание стихов не только разовьет вашу память, оно улучшит вашу речь, вы быстрее поймете разницу между речью письменной (прочитанной по бумажке) и устной, как бы рождающейся на глазах ваших слушателей.
Этюд 36
А может быть, я начал бы иначе. Помните, я подчеркивал, что хорошее начало — залог успешного выступления, что к началу (и к концу) речи, выступления, доклада, реплики, замечания, вопроса нужно готовиться особенно тщательно? Даже в обычном вопросе есть своя драматургия. Какими бы словами вы предварили свой вопрос? — Я хочу вас спросить... — Я прошу вас ответить на мой вопрос... — Позвольте задать вам вопрос... — Возможно, мой вопрос окажется для вас неожиданным... — Надеюсь, что вы сможете ответить на мой вопрос... — На свой вопрос хочу получить исчерпывающий, искренний ответ... Пожалуйста, продолжите этот список. Сначала произнесите вслух сто вариантов (со ста разными интонациями) вопросов. А потом запишите их. Для прилежных учеников выполнение этюда не составит труда, они смогут дать и двести редакций. Замечательно. Кому-то выполнение этюда покажется сложным, не наберется и двадцати-тридцати вариантов. Запишите столько, сколько придумается. Постарайтесь все-таки заставить себя подумать: едете на работу, моете посуду, убираете квартиру — думайте. Задание это не такое простое, как вам может показаться. Если вы его правильно выполните (а я на это надеюсь), то сможете натренировать свой мозг на одновременность придумывания и запоминания. Важно не только придумать начало вопроса, но и запомнить его. Можно, конечно, поступить иначе: придумали — и тут же записали. Можно и не стараться запоминать очередной вариант, а переходить к придумыванию следующего. Кстати говоря, вы можете себя проверить, если ответите на несколько моих вопросов: — Как вам легче: думать при ходьбе или же необходимо присесть, взять ручку и бумагу, сосредоточиться и дать себе приказ — думай? — Обязательно ли вам нужно записывать придуманное или вы способны удерживать в памяти до двадцати-тридцати придуманных вопросов? — Представьте себе, что мы с вами встретились. Я выступаю перед вами и в конце спрашиваю, есть ли у вас ко мне вопросы по нашему курсу; если есть, задавайте, пожалуйста, я постараюсь на них ответить. Какие бы вопросы вы задали? Составьте их список. Но постарайтесь, чтобы вопрос действительно вас интересовал. Часто на тех или иных собраниях присутствующие задают вопрос не потому, что они хотят получить на него ответ, а с целью привлечь внимание к собственной персоне, зафиксировать свое присутствие, «отметиться», продемонстрировать, как им кажется, свои знания, собственную информированность. (Вам приходилось встречаться с подобным типом людей?) Но вернемся к главной теме нашего разговора. Продолжим обсуждать проблему отличия речи устной от письменной. Старайтесь, после того как вы закончили свое отступление, сколь бы затяжным или коротким оно ни было, от основной мысли, темы, предмета разговора, напомнить о них. Как бы дать отбивку. В газете, журнале, в книге для этого используют пробелы, абзацы, главки, подглавки, отмечают переходы цифрами, звездочками, выделяют первую букву «фонарем» (есть такой термин: первую заглавную букву пишут так, как я начну абзац в следующем этюде).
Этюд 37
В чем вы видите отличие письменной речи от устной? Сформулируйте ответ в письменной форме и в устной, то есть запишите стенограмму своего выступления на эту тему.
Каков вопрос — таков ответ.
Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать умением публично мыслить. (Ираклий Андроников) Если бы наши занятия проходили очно, то, возможно, я начал бы очередную встречу так: — Продолжаем обсуждение темы отличия устной речи от письменной. Перечитайте, пожалуйста, начальные тексты перед этюдами N 35 и N 36 . А может быть, начал бы иначе: — Коллеги! (Да-да, я обратился бы именно так, ибо считаю всех занимающихся своими коллегами — мы же вместе учимся.) Если бы я всех, читающих эту книгу, мог убедить в полезности занятий ораторским искусством и пробудить — для начала только пробудить — у них желание выполнять все задания полностью, я был бы счастлив. Даже если хотя бы один из вас, моих читателей, занимается, буду рад. Кто знает, может быть, он станет великим оратором и к его словам прислушаются миллионы? Выступающего по телевидению сегодня порой видят и слышат миллионы людей одновременно. Кто из древних мог бы мечтать о такой аудитории? Я считаю, что популярные телевизионные ток-шоу, встречи в студии с известными ведущими, выступления политиков — это лучший учебник из всех знакомых мне учебников по ораторскому искусству, когда-либо изданных, а я просмотрел более 300 монографий, книг, пособий и лекций по этой теме. Как увлечь зал? Как овладеть вниманием аудитории? Как сделать, чтобы тебя хотели слушать? (Эти фразы могут прозвучать именно так, но если бы я их писал, а не давал расшифровку магнитофонной записи, то, конечно, отредактировал бы.) Как отстаивать свою точку зрения? И, наконец, получить право выступить с трибуны? Надеюсь, что многие из вас смотрят телевизионные дебаты и анализируют манеру ораторов, учатся на их ошибках. Анализируйте, запоминайте. Но главное (тут я бы сделал эффектную паузу и, возможно, подчеркнул бы значимость жестом руки), всегда оставайтесь самими собой. Не вздумайте подражать (произнес «не вздумайте» и тут же засомневался: а почему так резко и категорично, не лучше ли было сказать мягче, например, так: я не советую вам, я предостерегаю вас от...) манере других, пусть и близких для вас по духу людей. Знайте: притягательная сила великих ораторов в том, что они неповторимы. Каждый из нас уникален. Все мы чем-то похожи друг на друга, и все мы отличаемся друг от друга. Даже близнецы: казалось бы, невозможно их различить, а на самом деле каждый из них ин-ди-ви-ду-а-лен! (Я произнес слово по слогам, поэтому, расшифровывая запись, и дал его, разбив на слоги.) У всех разные голоса, разные характеры, разные привычки, своя, присущая только этому индивидууму манера говорить. Но так сложилось, что с детства и родители, и школа, и общество в целом стараются вытравить из нас индивидуальное и сделать все для того, чтобы каждый стал таким, как все. Та же мода, призывающая всех причесываться и одеваться одинаково, та же музыка — все начинают вдруг любить одну и ту же песню, та же литература — все поголовно принимаются читать одну и ту же книгу... Будь таким, как все! Не высовывайся! Не выделяйся! Почему ты хочешь отличаться от всех? Так не принято себя вести! Будь как все! Так постепенно и вытравляется индивидуальность. А полагалось бы, наоборот, в каждом человеке развивать индивидуальное начало... В устной речи наиболее значимые слова надо время от времени выделять повторением. Этот прием использовал режиссер фильма «Обыкновенный фашизм» Михаил Ромм: за кадром, в своем авторском комментарии, он произносил слово, фразу, а через секунду-другую повторял их. Этот прием часто использовал Ф.М. Достоевский в прямой речи своих героев, благодаря чему мы не читаем, а как бы слышим их слова.