Этюд 11
Три важных сита
К Сократу прибежал человек и говорит: — Слушай, Сократ,
должен тебе сказать, что твой друг... — Подожди, подожди, — перебил
Сократ. — Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита? —
Какие? — Первое — это сито правды: то, что ты хочешь сказать, — это
правда? — Не знаю, я так слышал... — Достаточно! А просеял ли ты эти
свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, —
это что-то доброе, созидающее? — Не знаю. Наверное, нет! — Гм, ну,
тогда просеем еще через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне
то, с чем приходишь? — Нет, необходимости в этом нет! — А
значит, — сказал мудрец, — если в этом нет ни правды, ни доброты, ни
необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.
(Из легенд о Сократе)
Насколько точна легенда, связанная с Сократом, никто не
знает, но звучит убедительно, логично, эмоционально и современно. Хорошие мысли
не умирают.
Произнесите первую фразу предыдущего абзаца вслух. Не
исключаю, что запнетесь с тремя словами — «связанная с Сократом». Во-первых,
аллитерация. (Вам знаком этот термин? Если нет — посмотрите в словаре.)
Во-вторых, сочетание предлога с со словом, начинающимся на с, трудно для
восприятия. Вы можете запнуться. Не все, слушающие вас, воспримут слово
«Сократом».
Если не обращать внимания на произнесение звуков, не делать
пауз при произнесении сложных в звуковом отношении слов, то можно попасть в
неловкое положение — в зале засмеются, а вы не поймете, в чем дело.
(Попробуйте быстро произнести фразу «с раннего утра».
Смешно, верно? Не лучше ли сказать: «с самого раннего утра»? А может быть, так:
«как только наступило раннее утро»? А может быть, иначе: «с утра, раннего
утра»? Можете ли вы придумать еще несколько примеров, лучших, чем дал я, для
этого сочетания слов?)
Когда-то на экранах шел фильм «Проверено — мин нет», и
диктор радио, рекламируя ленту, произнес последние два слова почти слитно;
многие слушатели долго смеялись. Вы поняли, почему возник смех?
Надеюсь, что имя Сократа, великого философа, родившегося в
470 году до нашей эры и приговоренного к смерти в 399 году до нашей эры,
знакомо всем.
После Сократа не осталось письменных трудов. Его ученики
рассказали своим ученикам о своем учителе. И беседы Сократа, его мысли,
рассуждения дошли до нас в пересказе его многочисленных учеников, боготворивших
своего учителя.
Среди учеников иногда возникали споры, кто точнее смог
донести учение Сократа.
«Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
Я напомнил только два широко известных высказывания великого
Сократа.
«Не сотвори себе кумира, но имей учителя». Вам эта фраза
знакома?
Вы согласны с ее смыслом?
Вы разделяете подобный постулат или вам необходим кумир,
которого вы не просто боготворили бы, но слепо следовали каждому его желанию,
указанию, просьбе, требованию? Кумир и вождизм — нет ли тут связи?
Высказанная мысль хоть и банальна, но достаточно актуальна и
в наши дни.
За что Сократа лишили жизни?
По ложному обвинению, якобы за растление юношества и призыв
поклоняться «новым божествам». Сократа заставили выпить чашу с
быстродействующим ядом — таков был приговор.
Сократ утверждал, что философия должна совершенствовать
человека.
Правильные поступки, по мнению великого философа, рождаются
в результате подлинных знаний, добродетель можно и нужно воспитывать.
Самое главное — чтобы каждый человек занимался
самопознанием, изучал себя, анализировал, умел посмотреть на себя со стороны,
был способен критически отнестись к себе и увидеть собственное незнание.
(Вас не удивило, что слишком много абзацев в этом этюде?
Почему я так сделал? Конечно, для того, чтобы подчеркнуть значимость каждой
фразы, показать вам ритм своего выступления. Если бы я писал статью, а не
беседу из цикла «Учимся говорить публично», то число абзацев сократилось бы.)
Сам этюд
Наши задания называются не упражнениями — это скучно,
по-школьному, — а этюдами. Кстати говоря, как вы понимаете слово этюд
? Этюдной системой пользуются при подготовке актеров, режиссеров, писателей,
этюды пишут художники.
Чем вы воспользуетесь при подготовке ответа на мой вопрос:
энциклопедией, словарем русского языка С.В. Ожегова, толковым словарем
Владимира Даля, словарем иностранных слов?
Но это прелюдия к выполнению этюда N 11. А основное в другом
— подготовьте о Сократе свой рассказ на две-три минуты. При этом сделайте два
варианта. Первый рассказ напишите, пользуясь только той информацией, какую вы
имеете. А второй — после специально проделанной вами предварительной работы.
Зайдите в библиотеку (те, у кого есть выход в Интернет, могут воспользоваться
поисковыми системами; не сомневаюсь, что лучший поисковик Рунета — Яндекс
выдаст вам более тысячи ссылок), постарайтесь достать как можно больше
материалов — книг, статей, справочников, в которых вы найдете что-то о Сократе.
Может быть, это будут сочинения известного философа Платона, ученика Сократа,
много сделавшего для того, чтобы не только сохранить имя учителя в памяти
современников, но и донести учение Сократа до потомков. Возможно, вы найдете
сочинение Б.Брехта «Раненый Сократ».
Казалось бы, учимся говорить публично, общаться, а я, ваш
преподаватель, прошу (заметьте: на заставляю, а прошу) собирать материал,
делать выписки, развивать наблюдательность, память, стараюсь научить вас
анализировать различные материалы, с которыми вы познакомитесь в процессе
исследовательской работы.
Да-да, подготовка любого выступления — это всегда
исследование, ваше выступление — результат проведенного изыскания.
Было бы просто отлично, если бы вы все этапы выполнения
данного этюда записали в дневник — как делали, что подумали, с чем столкнулись,
что получилось.
Да поможет вам в этой работе великий Сократ, сын камнереза и
повивальной бабки, отправленный недругами на смерть за собственные убеждения. И
шел тогда ему 71-й год. Выход книги намечен на середину июня 2003.
|