Повышаем собственную эффективность Множественные источники дохода? Множество задач? Много головной боли! Как
вам при всем желании справиться со всеми делами и проблемами,
заполняющими вашу жизнь? Надо заниматься семьей, находить время для
развлечений, посвящать часть досуга друзьям, и в придачу — мириады
других вопросов, которые надо решать, обеспечивая себе множественный
доход. Это может по-настоящему «заесть» любого. Вспоминается
в связи с этим трюк жонглера с тарелками. Знаете такой? Жонглер
начинает с одной тарелки, заставляя ее вращаться на тросточке. Затем на
другой трости он вращает вторую тарелку. Затем так же поступает с
третьей. К этому моменту первая тарелка теряет скорость и угрожает
упасть, посему он возвращается к ней, чтобы восстановить нормальное ее
вращение, после чего проделывает то же со второй и третьей тарелками. И
вот он прибавляет к трем вращающимся тарелкам еще и четвертую. Затем
пятую. После этого он спешит к той тарелке из предыдущих, что вот-вот
упадет. И вот уже шесть тарелок вращается на тросточках. А вы с
замиранием сердца наблюдаете, как он перебегает от одной теряющей
устойчивость тарелке к другой, успевая придать ей спасительное
ускорение за доли секунды до катастрофы. Разве не похоже это на то, что
происходит с нами в жизни чуть ли не каждый день? Но
жизнь не всегда была такой сложной, как нынче. Кое-кто из вас, быть
может, с ноткой грусти вспоминает 50-е годы, когда семье хватало одного
кормильца, и человек, имеющий работу, мог быть уверен, что его не
уволят до самой пенсии. И вот, как ни прискорбно, открылся ящик
Пандоры, и на волю вышли четыре великих смутьяна: глобальная
конкуренция, компьютерный чип, Интернет и мгновенная глобальная связь.
Мы живем в другом мире, нежели тот, в котором растили нас наши
родители. К нему нужно приспосабливаться. Помните
старую китайскую поговорку? «Человек, погнавшийся за двумя зайцами,
упускает обоих». Если бы Конфуций жил в наше время, он, вероятно,
сказал бы иначе: «Человеку надо погнаться за десятью зайцами, чтобы
поймать троих». Следует
помнить о том, что виды бизнеса по типу «денежного дерева», о котором
вы узнали из этой книги, отличаются от большинства других видов деловой
деятельности. Отличительная черта их та, что с ростом ваших успехов
ваше участие становится почти необязательным или минимальным! Они
отнимают время на «раскрутку», но дальше все пойдет по закону
своеобразной инерции, т.е. само по себе. Это предоставит вам время на
то, чтобы «завертеть», в дополнение к предыдущим, очередной доходный
бизнес. Двадцать один совет по рациональному использованию времени человеку двадцать первого векаВместе
с тем, вашей работе должна быть присуща эффективность, как никогда
прежде. Если собираетесь заниматься единоличным бизнесом на дому, при
этом по нескольким направлениям, каждая секунда времени должна
быть у вас на счету. Позвольте рассказать, как добиться выполнения
максимума дел в минимальный срок, чтобы у вас оставалось достаточно
времени на досуг. Давайте зададимся целью управляться, по меньшей мере,
с шестью источниками дохода одновременно, тратя на все это не более
одного часа в день. В оставшееся время вы можете ходить по магазинам,
играть в гольф — словом, делать все, что вам заблагорассудится.
Совет первый. Помните о том, что время — деньгиСлышали
ли вы когда-нибудь выражение: «Время — деньги»? Знаете ли вы, какой
смысл вкладывается в него? Очевидно, не подразумевается, что время
эквивалентно деньгам. Если бы это было так, мы бы с вами давно были
миллионерами. Смысл же выражения в том, что время подобно деньгам. Время, как и деньги, скудный ресурс, которым надо уметь рационально распоряжаться. Будучи
еще в колледже, на курсе экономики, я познакомился с одной концепцией,
которая навсегда отложилась у меня в памяти. Называется она цена возможности. Предположим,
у человека всего 1 тысяча долларов, чтобы вложить куда-нибудь. Он может
приобрести либо ценность А, либо ценность В. Другого выбора нет.
Выбирая ценность А, приходится лишать себя возможности приобрести
ценность В. И наоборот. Каждое из двух альтернативных решений требует
жертвы. То же самое можно сказать и о времени. Человек не тратит время. Он инвестирует его. Вы можете использовать свой ресурс времени на действия (иначе говоря, выполнить их ценой своего
времени), которые приблизят вас к важным жизненным целям, или же на
действия, которые, наоборот, отдалят вас от осуществления своей мечты.
Каждый раз, когда вы используете свое время на какое-то дело, вы
платите цену возможности. Выбор действия подразумевает, что вы
упускаете возможность предпринять альтернативное действие (такое,
которое не может быть выполнено одновременно с другим действием). Время
— чрезвычайно скудный ресурс. Час, проведенный у телевизора, отнимается
от времени, которое вы могли бы посвятить написанию книги или общению
со своими детьми, которым не хватает вашего внимания. В одном отношении время совсем не сродни
деньгам. Вы можете накапливать деньги в виде сбережений, но аналогичным
образом накапливать время для использования в будущем нельзя. Время
проходит, и его ни вернуть, ни, тем более, накопить невозможно. Все,
чего вы можете добиться, это рационально использовать свое время. С
умом использованное время обладает силой сложных процентов: малые
ежедневные порции способны обеспечить вам чудесные результаты. Бенджамин Франклин верил в 13 каждодневных добродетелей. На первое место он ставил трудолюбие и бережливость.1 1
Другими 11 добродетелями являются: умеренность, молчаливость,
аккуратность, решительность, искренность, справедливость, умеренность,
чистоплотность, уравновешенность, целомудренность и скромность.
Путь к богатству, если бы вам захотелось обрести его, так же прост, как путь к ближайшему рынку. Главными в деле обретения богатства являются два качества: трудолюбие и бережливость; это означает не тратить попусту ни времени, ни денег, а, напротив, использовать их наилучшим образом. Добрый совет.
Совет второй. Все внимание критическому меньшинствуВ
главе 3 я вкратце познакомил вас с принципом 80/20. Теперь же разберем
его более подробно. Если разобраться как следует, 80 % дел, которыми вы
заняты на работе и в повседневной жизни, отвечают за 20 % достигаемых
вами результатов. И наоборот, лишь 20 % совершаемых дел позволяют вам
добиться 80 % результатов. Эта закономерность носит название принципа
Парето, по имени итальянского социолога, который сформулировал его
более 100 лет назад. Несмотря на кажущуюся простоту, значение данного
принципа весьма велико. Один человек как-то назвал его принципом «критического меньшинства против тривиального большинства», имея в виду, что 80 % ваших
повседневных занятий можно назвать тривиальным времяпрепровождением
(почти что пустым, столь незначительны достигаемые результаты), а 20 %
из них являются критически важными (т.е. совершенно необходимыми для
вашего прогресса). Опять
сравним время с деньгами. Предположим, у вас всего 100 долларов на
инвестирование, ни больше, ни меньше. Вы приобретаете две веши,
представляющие ценность, вкладывая 20 долларов в ценность А и 80
долларов в ценность В. Год спустя вы обнаруживаете, что инвестиция в
размере 20 долларов в ценность А принесла вам прибыль в размере 80
долларов, а инвестиция в 80 долларов — лишь 20 долларов прибыли.
Результаты инвестирования можно оценить следующим образом:
Инвестиция А: 80 долл. прибыли + 20 долл. инвестируемой суммы = 400% прибыльности Инвестиция В: 20 долл. прибыли + 80 долл. инвестируемой суммы = 25% прибыльности Иными словами, каждый доллар, вложенный в ценность А, принес в 16 раз больше прибыли, чем
доллар, вложенный в ценность В (400 + 25 = 16). В первом случае речь
идет о высокой отдаче инвестиции, а в другом — о весьма низкой. Есть
еще вопросы касательно того, куда следует инвестировать свои деньги? То
же самое применимо и ко времени. Брайен Трейси описывает случай, как
одна страховая компания обнаружила, что 20 % ее агентов обеспечивали 80
% заключенных страховых договоров. Более того, в среднем агент из «лучших» 20 % — того самого критического меньшинства — зарабатывал для компании в 16 раз больше денег, чем агент из «худших» 80 %. Что они делали по-разному? У агентов из обеих групп в сутках одинаковое количество времени, которое можно потратить
(или инвестировать), дабы добиться результатов: 24 часа, или 1440
минут, или 86400 секунд. Тик-так. Тик-так. Однако то, как они
использовали свое время, имело огромное значение для достижения
результатов. Одна группа агентов уделяла время прежде всего
высокопродуктивным действиям (тем немногим, которые, дают однако,
настоящий результат), а другая увязала в тривиальных, непродуктивных
мелочах («делишки», которые «убивают» время, производя при этом мало
или ноль результатов). Памятуя об этом, выслушайте следующий мой совет...
Совет третий. Научитесь с умом откладывать дела на потом!Я
не шучу! Умение откладывать дела на потом совершенно необходимо для
вашего успеха. Вы, возможно, решили, что только неудачники откладывают
дела на потом. Напротив, большинство преуспевающих людей на этой
планете — настоящие мастера в этом вопросе. Неудачники заняты
тривиальными 80 % дел и откладывают на потом критические 20 %.
Преуспевающие люди поступают наоборот. Они без промедления решают
критические 20 % вопросов и откладывают на потом решение тривиальных 80
%. Говорят, что
Наполеон открывал свою почту всего раз в месяц. Почему? Потому что,
если по прошествии месяца вопрос, изложенный в письме, еще имел
значение, он уделял ему время, если же нет, письмо выбрасывалось. Он
тратил силы только на те дела, которые обеспечивали быстрое и уверенное
продвижение к его целям. Все остальные дела он оставлял на потом.
Считаю нужным проиллюстрировать все вышесказанное следующим образом:
| Критические 20% | Тривиальные 80% | Преуспевающие
люди | Делают
сей же час | Откладывают
на потом |
Неудачники
| Откладывают
на потом | Делают
сей же час |
Уяснили? Уделять время критически важному меньшинству дел значит добиваться результатов. Производительность при этом выше в 16 раз!
Совет четвертый. Выбросите вон свой список дел на сегодня!Если
вы относитесь к большинству людей, то вы начинаете свой день с
составления списка дел/поручений на день, следуя определенному шаблону.
Итак, вы составляете по возможности полный список всего, что вам
предстоит сегодня сделать. Затем, по мере того, как дела делаются,
вопросы решаются а поручения выполняются, — вы вычеркиваете каждое
законченное дело из списка. При этом каждый раз, как вам доводится
вычеркнуть что-нибудь, это сопровождается выбросом эндорфинов.
Ощущение, близкое к оргазму! Однако
заниматься делами и доводить их до конца не одно и то же, чем
заниматься важными делами и доводить их до конца. Очень мало людей
уделяют время анализу важности дел в своем списке на сегодня. По
определению, 80 % дел, включенных в такой список, относятся к
тривиальному большинству. Занятия тривиальные обычно носят развлекательный, краткосрочный и досужий характер.
Позвонить Биллу и договориться насчет того, чтобы сыграть в теннис. Достать билеты на спектакль. Купить книгу в магазине. Пообедать с однокашником. Дела, относящиеся к критическому меньшинству, обычно более трудны, отнимают больше времени, важны и несут в себе элемент риска.
Поговорить с начальником по поводу нового проекта. Написать книгу. Сводить жену в ресторан, где обсудить, как сделать наш брак более удачным. Однажды, когда я составлял собственный перечень дел на сегодня, то написал примерно следующее и в таком порядке:
Позвонить издателю насчет новой рукописи. Написать статью в газету. Поговорить с жильцом из квартиры № 3D. Дать жене почувствовать, что она самый важный для меня человек на земле. Вот
до какого беспорядка дошла моя жизнь одно время! Честно сказать, самые
важные аспекты нашей жизни редко находят место в наших перечнях дел на
день!
Найти свою цель в жизни. Достичь подлинной глубины отношений с Богом. Возлюбить своих детей. Возлюбить ближнего своего таким, какой он есть. Избавьтесь от привычки составлять свой перечень дел на день, как попало. Превратите его в то, что я называю результативным перечнем. Проведите горизонтальную линию на расстоянии от верхнего края страницы примерно в четверть ее высоты, как на схеме 17.1.
Перед
тем как заносить задуманное дело в перечень, спросите себя: «Это дело
относится к 20 %? Или же к 80 %?» Включайте критически важные дела в
верхнюю часть перечня, а
тривиальные — в нижнюю. Это заставит вас постоянно держать в поле
зрения первостепенные дела. Тратьте на самые важные дела большую часть
времени. Обращайтесь к нижней части перечня только тогда, когда желаете
сделать перерыв в выполнении более важных дел. Не надо расстраиваться,
если не удалось успеть все за день. Понемногу улучшать свои результаты
каждый день — вот ваша задача. Помните, что лучше работать над тремя
важными задачами, даже не успевая завершить их, чем вычеркнуть из
списка в качестве выполненных 20 % тривиальных дел.
Совет пятый. Поощряйте себя за хорошую работуПризнайтесь,
приятно вычеркивать дела из перечня, не так ли? Бывало ли у вас так,
что в конце дня вы неожиданно вспоминаете, что сделали за день нечто,
чего не было в вашем перечне дел на сегодня... посему вы немедленно
включаете это дело в список и тут же вычеркиваете? Очень приятная
«оплошность». Есть только одна проблема. Вы поощрили себя за то, что
делать не следовало. Вы, по сути, приучаете себя таким способом к
совершению менее важных дел в первую очередь. Есть прекрасная книга, написанная Майклом Лебе-фом, под названием «ГПМ: главный принцип менеджмента». Суть этой книги можно выразить одной-един-ственной мыслью:
Та и только та работа выполняется, которая поощряется. Если
вы будете поощрять себя за дела, от которых мало проку, ваш перечень
превратится в магнит, притягивающий лишь тривиальное большинство дел.
Посему возьмите за привычку отдавать себе должное лишь по выполнении
вами важных дел. Вы сами не заметите, как отдавать должное вам начнут и
другие. Поощрение самое себя во многом аналогично тому, что называют позитивным закреплением. И этот прием чрезвычайно эффективен. Вы никогда не задумывались Над тем, как тренерам в океанариуме «Мир моря» удалось заставить
касатку-самца Шаму выпрыгивать из воды по команде? Сначала тренер
приучает Шаму проплывать над планкой, лежащей на дне бассейна. Когда
Шаму проплывает над планкой, он получает рыбину. Плавая в любом другом
месте, он не получает ничего. (Поощряем позитивное поведение.
Игнорируем негативное.) Затем планку поднимают на несколько футов. Если
Шаму проплывает над планкой, он получает лакомство. Если под планкой,
не получает ничего. Если Шаму голоден, он вскоре сообразит, как надо
поступать. Затем планку поднимают до уровня поверхности воды. Шаму
получает много рыбы, если перевалится через планку. Вы уже поняли.
Через некоторое время тренер поднимет планку на высоту 10 футов над
поверхностью воды. Шаму получит щедрую награду, если перемахнет через
планку. Шаму не глуп. Он любит рыбу. Вот так и удается заставить
кита-убийцу выпрыгивать из воды по команде. Ваш
мозг подчиняется аналогичной стимуляции. Если будете поощрять себя за
наиболее «позитивные» дела, то и дела будут, и результаты тоже...
причем почти без усилий. Теперь, если хотите по-настоящему повысить
продуктивность своего дня, следуйте следующему совету.
Совет шестой. Самое «страшное» в первую очередьКакое
дело в вашем перечне пугает вас более всего (масштабами,
ответственностью, вероятностью неудачи)? Это самое «страшное» ваше
дело. Начиная день, спросите у себя: «Что у меня страшненького на
сегодня?» Приступайте к этому делу в первую очередь. Большинство
людей поступает наоборот. Они просматривают свой перечень дел, стремясь
найти что-нибудь, что можно будет уже вскоре вычеркнуть. Они приступают
в первую очередь к делам, которые отнимают самое короткое время. Или к
тем, которые приятнее всего делать. Иногда они приступают к тому, что
надо, как им кажется, сделать «первым делом». Но я считаю, что сначала
надо приступать к делам, которые более всего страшат
вас. Если разделаетесь с задачей, которая пугала вас поначалу, вы
снимете с себя бремя, которое она из себя представляла, и вам обеспечен
прилив энергии, который позволит вам шутя покончить с оставшимися
делами. Почему это так? Вообще-то
говоря, когда вы колеблетесь или проявляете нерешительность в отношении
к какому-то делу, на то бывает причина. Очень часто причиной является
боязнь. Людям свойственно бояться неудачи. Эта боязнь не дает нам
приступить и довести до конца наши самые важные дела... Иначе говоря,
боязнь перекрывает нам путь к успеху. Некоторые люди предпочитают вовсе
не добиваться успеха в чем бы то ни было, когда чувствуют, что,
несмотря на важность, дело является хоть отчасти рискованным. Боязнь
перед делами в наше время — роскошь. Поэтому давайте учиться придавать
делу менее страшный вид, но затем все равно браться за него и выполнять
до конца. Затем похвалите себя. Похлопайте мысленно себя по плечу.
Дайте Шаму рыбину. Приучая себя выполнять самые «страшные» дела в
первую очередь, вы исподволь готовите себя к по-настоящему
ответственным задачам. Совет седьмой. Уделяйте время планированию Эйзенхауэр
говорил: «Планы ничто. Планирование все». Потому уделяйте хотя бы
несколько минут в день планированию. Хотя вам может потребоваться на
планирование всего 13 минут, я называю это время «часом плана». В главе
2 я говорил вам о важности того, чтобы расширять ежедневно горизонты
планирования. Помните, будущее не просто состоится. Вы сделаете его
таким, каким оно будет. Если не планировать собственное будущее, за вас
это сделают другие и очень часто не так, как вам хотелось бы. Поэтому,
вставши завтра поутру, спланируйте последующие 90 дней своей жизни.
Если завтра 1 января, вам надо будет запланировать все дни вплоть до 1
апреля. Это даст вам 90 дней, в течение которых вы будете знать, что
все идет по плану... или же не совсем. Планирование
сродни репетиции. Каждый великий актер репетирует множество раз перед
тем, как выйти на сцену. А мы, между тем, нередко выходим на сцену
жизни, не отрепетировав заранее свое выступление. В течение ежедневного
часа плана представьте себе намеченный порядок дел на день — и мысленно
отрепетируйте свои действия по их выполнению наилучшим образом.
Спланируйте свой день у себя в голове, а затем ступайте и делайте свою
жизнь такой, какой она должна быть в соответствии с вашим планом. Большинство
людей встают утром с постели, не имея Четкого представления о том, что
им предстоит сделать за день. Они просто вливаются в поток жизни, и их
несет неведомо куда, в массе людей, у которых нет цели, планов,
будущего. Восстаньте над толпой. Расправьте крылья и поднимитесь так
высоко, чтобы мир под вами выглядел как план местности.
Совет восьмой. Упражняйте телоФизкультура
есть высокопродуктивное дело. Она помогает вам повышать свою
производительность, работать дольше и мыслить лучше. Одновременно она
укрепляет ваше здоровье, продлевая тем самым и жизнь в целом, и ее
трудоспособную часть. Когда я занимаюсь зарядкой или спортом, я также
слушаю свои записи — наслаивая таким образом два дела друг на друга.
Следовательно, я одновременно упражняю и тело свое, и разум. В связи с
этим...
Совет девятый. Наслаивайте дела друг на другаПродуктивно
используйте время, в течение которого ожидаете чего-нибудь, это, иначе
говоря, время ожидания. Есть способ, который я называю наслоением. Пока
едете на эскалаторе, продумывайте, что скажете, когда прибудете на
встречу. Когда находитесь за рулем в собственном автомобиле, то
послушайте что-нибудь полезное для ума, например, кассету с
аудиокурсом, вместо музыки или бессмысленной болтовни диск-жокеев.
Читайте во время поездки на автобусе или такси. Используйте
каждую секунду с возможно большой пользой и вы не заметите, как
обретете рост. Постоянно задавайте себе вопрос: «Это ли самый
продуктивный способ использования моего времени?»
Совет десятый. Ставьте конкретные цели по каждому источнику доходаОднажды
я ехал в задумчивости по шоссе в густом потоке машине и неожиданно
вспомнил, что у меня назначена встреча. Я глянул на часы и понял, что
опаздываю. В мгновение ока я стал весь внимание. Я нажал на газ и
принялся обходить впереди идущие машины, находя мыслимые и немыслимые
лазейки. В итоге я нашел «короткий путь» и успел на встречу, сумев
обойти препятствия в виде потока машин. С
целями подобная же ситуация. Легко угодить в поток машин и оказаться
вынужденным двигаться с его скоростью, повинуясь его воле. Но если есть
важная цель впереди и время прибытия к нему, полагайтесь на свой мозг,
который мгновенно оценит обстановку и найдет короткий путь, лазейку в
обход препятствия — словом, найдет способ добраться до цели в срок.
Поэтому ставьте перед собой цели, и вам не придется обдумывать каждый
свой шаг. Данная простая привычка облегчит вам жизнь и поможет стать
более организованным. Индусы
верят, что человеческий разум по природе рассеян и разноречив, и
человеку требуется дисциплинировать его. Они проводят при этом аналогию
со слоном, идущим по базару. Недисциплинированный слон, когда идет по
базару, в буквальном смысле не разбирает дороги; хватает хоботом все,
что привлекает внимание: здесь яблоко, там банан; он норовит все время
на что-нибудь наступить, что-нибудь перевернуть, создавая хаос и
сумятицу. Хороший укротитель слонов заставляет слона нести в хоботе
бревно с тем, чтобы, проходя через такой базар, тот не хватал
посторонние предметы, но концентрировался на своей цели, состоящей в
том, чтобы пройти базар, ничего не задев и не опрокинув. Объект
внимания — бревно, которое
необходимо держать, — поможет вам достигнуть вашей цели, когда вы
совершаете свой путь по жизни и при этом не должны отвлекаться на
миллионы посторонних интересов. Задайтесь
конкретными целями по каждому из ваших источников дохода на этот год.
Сопоставьте каждой цели срок достижения и анализируйте свой прогресс
ежедневно. Предположим, что у вас в семье три источника дохода, и вы
желаете как увеличить доходы из уже существующих источников, так и
обеспечить себе три новых. Вот как подобная цель могла бы выглядеть на
бумаге:
К 1 января следующего года мы планируем заиметь шесть источников дохода на всю нашу семью. Источник дохода № 1. Моя работа. Увеличить доход на 10 % к 1 января будущего года. Я
добьюсь того, чтобы стать более ценным работником для компании. Я
добьюсь того, что на меня будут смотреть как на находку, а не потерю,
как на источник дохода, а не статью расхода. Мой доход увеличится на 10
% за остаток года. Это будет либо прибавка к зарплате, премиальные или
льготы.
Источник дохода М 2. Работа жены. То же, что и выше.
Источник дохода № 3. Увеличить до максимума наши с женой вклады в пенсионные фонды на работе и/или индивидуальные пенсионные фонды. Поручим
банку автоматически перечислять предельно допустимые суммы с нашего
семейного счета на наши пенсионные счета. Зная, насколько разумным
является подобное инвестирование личных средств, мы найдем способ
извлечь из него максимально возможную прибыль.
Источник дохода № 4. Сетевой маркетинг. Обеспечить дополнительные 500 долларов в месяц до 1 января будущего года. Мы
наведем справки и найдем компанию «третьей волны», предлагающую
продукцию, что полюбится и нам, и людям из нашего окружения, которым мы
будем ее предлагать. Данная продукция будет столь
высокого качества, что мы с гордостью представим ее как минимум 12
человекам уже в этом году. Эти 12 человек будут столь довольны этой
продукцией, что не смогут не поделиться своим восторгом с другими. Это
обеспечит дополнительный источник дохода нашей семье в размере минимум
500 долларов в месяц.
Источник дохода № 5. Приобрести по крайней мере один сертификат залогового права с доходностью 20% в до 1 января будущего года. Найдя
способ сэкономить, мы с женой используем 5 % от наших зарплат на
приобретение, по крайней мере, одного сертификата и тем самым заполучим
дополнительный источник дохода.
Источник дохода № 6. Найти еще один способ дополнительного заработка до 1 января будущего года. Посвятив
время изучению литературы, посещению семинаров, мы составим конкретный
план действий по обретению по крайней мере еще одного источника дохода
в будущем году.
Совет одиннадцатый. Умейте переходить от обозрения общей картины к деталямИмея
несколько источников доходов, постоянство которых вы стараетесь
поддерживать, не впадайте в ошибку, состоящую в том, чтобы пытаться
управляться с ними со всеми одновременно. Жонглер с тарелками
концентрирует все внимание на тарелке, которая вот-вот упадет,
заставляет ее вращаться вновь и переходит к следующей. Фокус внимания
на единичной тарелке... пока она не завертелась, и в следующий миг
внимание его занято общей картиной... он обозревает все тарелки сразу,
оценивая, к которой подойти на сей раз. Внимание на детали, внимание на
общей картине. Не
утруждайте себя решением всех задач сразу. Выберите одну. Уделите ей
100 % внимания. Все остальное пусть подождет. Выполните текущую задачу.
Затем рассмотрите общую картину. Просмотрите перечень критически важных
задач и выберите ту, которая следующая.
Совет двенадцатый. Поручайте дела другимУмение
поручать другим решение задач так же сберегает время, как заведомо
выгодное дело сберегает деньги. Когда вы поручаете другому человеку
часть своей работы, вы на деле используете принцип рычага, как в
операциях с недвижимостью или в любом ином умелом инвестировании.
Кто-то умножает ваше время. Поэтому поручайте другим как можно больше
собственных дел. Что нужно поручать в первую очередь? Конечно, дела из числа тривиальных 80 %. Некоторые
люди с неохотой поручают другим даже незначительные свои дела,
поскольку любят, чтобы все делалось по высшему разряду. Они боятся, что
другие не выполнят поручение или выполнят его плохо. Но подобный подход
грозит обернуться еще большей катастрофой... им не хватит времени на
самые важные задачи. Главное, поручать подчиненным только малозначащие
дела. Даже если поручение выполнено плохо, ущерб минимальный... В конце
концов, речь шла о пустяковом поручении. Вы,
возможно, помните, с какой проблемой столкнулся Моисей после того, как
евреи завершили свой исход из Египта. Все дети Израиля, не зная к кому
обратиться еще, приходили лично к Моисею поделиться своими проблемами
или разрешить спор; пока, наконец, тесть Моисея, Иофор, не дал ему
такой совет:
Ты
же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей
правдивых... и поставь их над народам тысяче-начальниками,
стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Пусть они
судят народ... и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела
судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобой бремя. Исход, гл. 18 Как Моисей, научитесь поручать малозначащие дела другим, с тем чтобы иметь больше времени на решение критически важных вопросов. Вам никогда не достичь величия, если не преуспеете в этом деле. Как
быть, если у вас нет никого, кому можно было бы что-нибудь поручить?
Тогда рационально распределяйте свое время в течение дня или недели.
«Рационально» — значит отводя время как под критические 20 %, так и под
тривиальные 80 %. Время решать критически важные задачи и время решать
тривиальные. Возьмите рядовые сутки вашей жизни. Есть ли в них периоды,
когда вы наиболее продуктивны, испытываете творческий подъем, полны
энергии? У некоторых людей таким периодом является раннее утро. Другие
наиболее продуктивны поздним вечером. Какое ваше продуктивное время
суток? Время, когда мне особенно ничего не хочется делать, у меня
примерно с 15.00 до 18.00. На это время, когда моя энергия переживает
спад, я обычно планирую нечто малозначащее — дела, которые делаются с
удовольствием, быстро и без усилий. Свое наиболее продуктивное время
суток я посвящаю только критически важным делам. Главное, научиться
находить свое время делам в течение дня, не тратя продуктивное время на
пустяки и время, предназначенное для тривиальных дел, на важные дела,
т.е. 20% задач в течение 20 % времени и 80 % задач в течение 80 %
времени. По мере того
как ваши доходы будут расти, на их контроль у вас просто не будет
хватать времени. Поручайте ответственность за каждый проект отдельному
квалифицированному лицу. Требуйте с него ежедневный отчет по источнику
дохода, за который он отвечает, с перечислением важнейших дел на день,
а также сведения о прогрессе, достигнутом за предыдущий день. Отдавайте
предпочтение ежедневной отчетности. Чем больше времени пройдет между
двумя последовательными отчетами, тем в большей степени проект может
сбиться с пути, и тем больше времени вам может потребоваться, чтобы
вернуть его на истинный путь. |