Методика Бориса Сахарова из книги «Открытие третьего глаза»
Эта книга написана авторитетным практиком Хатха и Раджа-йоги -
Борисом Сахаровым (1899-1959). Он, ученик знаменитого индийского учителя
йоги Свами Шивананды, работал над созданием эффективно работающего
механизма «открытия третьего глаза» - аджна-чакры, психического центра,
локализованного в переднем объеме головы человека.
Сахаров пишет в своей книге, что он установил, как активация
этого мистического органа одновременно c возникновением ясновидения
пробуждает срытую силу человека - кундалини шакти. По
содержанию книги там изложено, что в результате десятилетий
экспериментов Сахаров разработал подробную методику тренировки и
развития аджна чакры, являющейся органом ясновидения, яснослышания,
яснообоняния и интуиции.
Сахаров рассказывает об этапах развития ясновидения на примере
своих учеников и самого себя, а также даёт специальную формулу,
позволяющую рассчитывает время тренировок, необходимое для открытия
«третьего глаза».
Некоторые йоги полагают, что именно публикация этой книги,
раскрывающей тайны открытия аджна чакры и явилось причиной
преждевременной и трагической гибели Б. Сахарова в автокатастрофе в 1959
году. Это мнение подтверждает мнение многих мистиков и оккультистов
опасность публикации для широкого круга непосвященных мистических
секретов индуистских божеств. Открытие «третьего глаза» Отрывок из книги Б. Сахарова
Вокруг самого термина «третий глаз» накручено слишком много мифов
и легенд, однако, я могу буквально в одном абзаце объяснить собственное
возможное объяснение этого названия. Для начала необходимо сесть рядом с
зеркалом, рассматривая свое лицо с расстояния около 15 см, расслабить
зрение - вы увидите вместо 2 глаз сразу 4 в один ряд. Теперь
приближая-отдаляя лицо надо добиться, чтобы два «средних» глаза слились в
один. Это и будет «третий» глаз. Рассматривая этот «синтезированный»
глаз, находящийся точно посредине переносицы (предания утверждают, что
именно здесь или чуть выше и находится «тот самый третий глаз»), у вас
вскоре появится ощущение, что вы всматриваетесь внутрь самого Себя…
«Всего» несколько недель такого самосозерцания были одним из атрибутов
вырабатывания способности к ясновидению, а эта процедура или подобные
процедуры и… называются «открыванием третьего глаза»!
Операция по открытию третьего глаза ныне никогда и никем не
проводится по вышеописанной методике, каждый учит так, как считает
нужным. Но ни одна из многочисленных методик не объясняет смысл
названия. Это может быть и не страшно, но подобная процедура,
выполненная, к примеру, «черными» магами (или просто непрофессионалами),
обычно влечет за собой вместо желанной «власти над видимым и невидимым
миром» совершенно обратный эффект - тривиальное психологическое рабство
(зомбизм) перед «учителем» или «невидимками» из астральных миров. Это в
худшем случае, в лучшем - вы «просто» рискуете пополнить ряды
умалишенных…
Словом, дело это настолько сложное, что невольно задумываешься,
созрело ли Человечество для того, чтобы перед ним открылась эта новая
невидимая сторона жизни? И все же многим хочется заглянуть за грань
дозволенного. Что находится там, в невидимом мире, можно только
догадываться. Раньше предполагалось, что «невидимки» обитают прямо в
воздухе или вакууме, затем их «поселили» в наше собственное воображение,
потом в гипер-, под-, надпространства или попросту в иное 4-е или 5-е
измерения. Любая гипотеза имеет право на жизнь, однако, наиболее
вероятным представляется то, что на нашей Земле существуют помимо нас
еще несколько, вероятно, два или более двух параллельных миров, где
живут в ином Времени и развиваются независимо или совместно с нами живые
существа.
Вот так - плохо ли, хорошо ли, но уже многие века мы вполне
сносно сосуществуем рядом. В какие-то моменты времени границы,
разделяющие нас, становятся почти прозрачными и… в нашем мире появляются
незваные гости (или мы становимся гостями?). Некоторые из наших
«гостей», увы, оставляют желать лучшего, однако соседей, как известно,
не выбирают. Тем более, когда они невидимы. Может быть, в будущем, когда
мы узнаем их поближе, наше мнение о них изменится…
Традиции Свами Шивананды Выдержка из книги одного из учеников Шивананды.
При этом феномене дело не в том, как я уже сказал, что получается
раздражение зрительного нерва, или точнее, не только в нем, это ещё и
концентрации мыслей на нёбе или точнее пересечении зрительных нервов
(узел «хиазма оптикум») - совершенно конкретно. Значит должен быть
другой центр, раздражение которого имеет решающее значение для вызывания
восприятия видений. Мой учитель не поощрил меня к продолжению
концентрации мысли на нёбе, в которой я долгое время упражнялся перед
тем, как получил его указания. Он мне рекомендовал совсем другую
технику. В сжатом виде формула этой техники звучит на санскрите очень
таинственно: ом мани мэ самхита, кхамаджнатам раджа сиддха. Т.е. «Облака
от меня (с моей стороны) правильной бездеятельностью согнаны в одно
место, небо очищено для достижения господства».
Что означают эти слова? Какие облака и какое «небо»? Что это не
физические облака и не физическое небо, ясно из того, что эти облака
«правильной бездеятельностью» с моей стороны должны быть «согнаны в одно
место», т. е. они находятся в какой-то связи со мною. А слово «небо» -
санскритское слово «кха» - означает, вопервых, отверстие человеческого
тела (таких отверстий по индусским воззрениям всего 9: глаза ноздри, рот
и т.д). Таким образом, такое толкование не подходит. Затем «кха»
означает «воздушное пространство», «эфир» и его можно перевести просто
как «небо», но и это значение не кажется исчерпывающим. Свами Шивананда
Сарасвати приводит на этот счет замечательное высказывание древних
индусских йогов, которое заслуживает внимания. Оно гласит:
«Упражняющийся в йоге, который в состоянии увидеть свое собственное
отражение в небе, может узнать, успешны ли его начинания».
Йоги, которые в совершенстве овладели искусством концентрации,
говорят: «При ясном солнечном свете твердым взором ищи свое отражение в
небе; как только увидишь его хоть на одно мгновенье, ты готов и скоро
увидишь на небе Бога. Тот, кто каждый день видит на небе свою тень,
достигает долголетия. Смерть никогда не застанет его врасплох. Когда
видение тени становится совершенным, упражняющийся в Йоге достигает
успеха и приходит к победе. Он становится господином праны, и для него
больше не существует никаких препятствий». Техника проста и не требует многих лет практики. Некоторые достигали этого в течение одной-двух недель.
«На восходе солнца станьте так, чтобы тело бросало тень на землю,
лицом к своей тени, и на некоторое время обратите пристальный взгляд на
область шеи, а затем на небо. Если вы при этом увидите на небе свою
тень в полный рост, то это очень хороший признак. Тень ответит на ваши
вопросы - задавайте их нее стесняясь. Если же вы её не увидите своей
тени, то продолжайте упражняться до тех пор, пока не получится.
Упражняться можно и при лунном свете». Даже если эта практика легка и
сулит такие заманчивые перспективы, лично мне она кажется лишней
потерей времени и напрасного труда; в книге я надеюсь показать, что эти,
а в равной мере и другие указания древних йогинов и истинная техника
скрыты под причудливо привлекательными формулами!
Поэтому возвратимся к нашему слову «кха». Еще одно его значение -
место между бровями. Здесь находится, как показывают многие изображения
индусских богов, вертикально поставленный глаз, который дает йогу все
волшебные силы, включая дар «божественного зрения» (дивья дришти) без
помощи глаз телесных. В книге «Сатчакра Нирупана Тантра» этот центр
упоминается как глаз мудрости (джнана чакра), который «подобен пламени
большой лампы». В ней говорится (стр. 37): «Когда йогин во внутреннем
сосредоточении удаляет свое сознание от опоры (внешнего мира) и
пробуждает его, он видит на этом месте светящуюся искру, а затем - яркое
пламя, которое похоже на сияющее утреннее солнце между небом и землей».
Согласно мистическому учению йогов, именно в этом пламени «мыслится»,
т.е. находится посредством воображения, «третий глаз». Так говорится в
«Шива-Йоге»: «Мысли центр между бровями в образе пламени масляной лампы и
посреди него - глаз мудрости».
По сути, это инструмент не только постижения философских или
религиозных истин, но и всякого постижения, всякого познания вообще. Поэтому
«джнана чакра» означает «глаз знания» именно в широчайшем смысле слова,
т.е. «глаз всеведения», которому открыты не только все настоящее, но в
такой же степени прошлое и будущее. В книге «Трипураса Самусайя» мы
читаем: «У практикующего медитацию (в этом центре между бровями)
возникает воспоминание о совершенном им в прошлых воплощениях, а также
способность ясновидения и яснослышания».
Современные йоги согласны с этим мнением. В своей «Автобиографии
йога» Парамханса Йогананда называет этот центр «всеведущим духовным
глазом» или «тысячелистным лотосом света». А Свами Шивананда говорит:
«Точно так, как проходят лучи света через стекло, или рентгеновские лучи
через непрозрачные предметы, йог с помощью своего внутреннего духовного
глаза может видеть предметы за толстой стеной, знать содержание письма в
запечатанном конверте, или находить скрытые сокровища под землей». Этот
духовный глаз - глаз интуиции, Дивья Дришта, или Джнана чакра. Что этот
«третий глаз», называемый также глазом Шивы, может видеть неограниченно
в пространстве было уже доказано практическими опытами, и не сводится
только к теоретическим соображениям. Остается обосновать, как этот
третий глаз преодолевает время, т. е. действует в четвертом измерении.
Сам факт не нуждается в дальнейших доказательствах. Так как этот «глаз»
стоит вне действия пространства и времени, сфера его действия также
лежит вне трех измерений пространства, т. е. по крайней мере, в
четвертом измерении. Поэтому он должен быть неограничен временем, или,
по выражению древних йогинов, «Трикаладжна», что значит «знающий три
времени» - прошлое, настоящее и будущее, или всеведущий.
При этом надо особенно подчеркнуть, что, как показывают
практические опыты древних времен - свидетельства тогдашних ясновидящих,
а также эксперименты наших дней, способность восприятия и острота
зрения посредством этого «глаза» никак не зависят от расстояния и
времени. Это, разумеется, противоречит привычным нам учениям о механизме
восприятия. Как известно, сила массы уменьшается пропорционально
квадрату ее расстояния, так что на известном расстоянии сильнейшие
излучения останавливаются экранами определенной толщины (например,
гамма-лучи - железным экраном толщиной в один фут, космические лучи -
свинцовым экраном до двух метров толщиной). Лучи же, которые
воспринимаются «третьим глазом», называемые также лучами Шарпантье или
Н-лучами, не уменьшают своей силы ни на каком расстоянии и не
останавливаются никакими материальными преградами. Это указывает на их
более тонкую материальную природу. Они не только не ограничиваются
пространством, но и не зависимы от него.
Эти заключения подтверждаются на практике, т. к., хотя восприятие
картины давно прошедших времен или будущего требуют высокой степени
развития «третьего глаза» и не всегда поддаются проверке, то восприятие
нынешних событий не уступает в точности и остроте наблюдению очевидца. Методика из учения Аюрведы
«Широдхара» - древний, почти магический ритуал открытия «третьего
глаза». Процесс литья на лоб в область «третьего глаза» теплой смеси
натуральных растительных масел стимулирует глубокие мозговые центры,
которые отвечают за выработку эндорфинов - гормонов счастья. Ритуал
классически используется для снятия болей и мышечного напряжения в
области шеи, головы и плеч, помогает от бессонницы и стресса, избавляет
от депрессии и хронической усталости, а также высвобождает тонкие
энергии, которые помогают успокоить и прояснить ум. Ритуал «Широдхара»
сопровождается массажем головы и плеч.
* * *
Технологи, которые многократно описаны в текстах теософской традиции и последователей «Агни-йоги» Методика 1:
"Вот одна методика, способствующая открытию третьего глаза.
Необходимо сесть поудобней, чтобы ничего не отвлекало, взглянуть на себя
со стороны, сосредоточиться, поглядеть внутрь себя и без всякого смысла
повторять фразу самовнушения: «Откройся третий глаз». Повторять,
повторять и повторять ежедневно многие месяцы. Сосредоточиться на
образе того, кто нужен, на лице, на фигуре, одежде. Сбросить интуицию и
войти в контакт с информационным полем планеты и постараться выделить
нужную информацию из него. Наступит миг - и неведомый нерв высвечивает в
мозгу, как на экране, то, что тебе необходимо увидеть. При этом не
следует выражать никаких эмоций, наблюдая бесстрастно, без
вмешательства, криков, без хвастовства, без расчетов и математических
выкладок («сиди и смотри»), всё смотреть СПОКОЙНО. Открытие третьего
глаза достигается годами напряженных духовных усилий и самоотверженного
подвижничества. «Откажись от всей своей жизни, если желаешь жить», -
говорится в тибетском манускрипте «Голос безмолвия».
Методика 2:
1. Закрыть глаза и перевести внимание на область третьего глаза. Представим себе открытый синий цветок или открытую воронку 2. Можно представить открытый цветок и стимулировать чакру через энергетический канал в районе позвоночника 3. Можно представлять в виде открытого цветка и стимулировать энергетикой 4. Можно просто стимулировать энергетикой область третьего глаза. Через руки направляем энергетику в область третьего глаза Эффект
- в области третьего глаза может возникнуть жжение, покалывание, легкий
зуд, ветерок, давление. При большой концентрации энергетики может
возникнуть давление на чакру третьего глаза и состояние похожее на
мигрень. Задания для изучения третьего глаза: 1. На листе бумаги нарисовать крестики, нолики, квадраты, треугольники и тренировать себя на угадывании фигур или цветов 2.
Визуализация образов с закрытыми глазами. Можно поэкспериментировать с
повязкой на глазах и какое-то время посидеть в темноте.
Шива-йога
Метод Шивайоги направлен на пробуждение третьего глаза в традиции вирашиваизма.
Он включается в ритул ежедневного поклонения Шиве и выполняется на
Ишта-линге, который ученик получает от Гуру при посвящении. Этот метод
малоизвестен на Западе, поскольку посвященных в Шива-йогу от силы
три-четыре десятка в Восточной Европе (несколько общин в Хорватии и
община в Санкт-Питербурге, основанные учениками Кумара Свами Dharwar,
Tapowan). Понять же традицию на опыте одного научного изучения священных
текстов - вещь совершенно безнадежная. Учителя вирашиваизма в Карнатаке
подробно излагают этот метод используя научный подход, совмещая его с
практикой Шива-йоги.
Ряд исследований эндокринной системы показал, что шишковидная
железа - рудимент "третьего" глаза включается при регулярной практике
Шива-йоги - сосредоточении внимания на свете отраженном от Шивалинги.
Схожий эффект происходит и от обычных тратак, но Ишта-линга сделан из
такого материала, что свет отраженный от неё, преломляется так, как это
происходит при его отражении в глазном яблоке, что усиливает эффект и
максимально воздействует на шишковидную железу. Область "третьего глаза"
связана с обычными глазами двумя зрительными нервами, сам третий глаз -
небольшой бугорок серого вещества расположенный между двумя полушариями
в середине мозга, он содержит пигмент схожий с тем, который находится в
"обычных" глазах , наделен качеством оптического восприятия и реагирует
на свет. Наука йоги заявляет, что это и есть тот орган, посредством
которого может проявляется наша связь с Космическим сознанием и
развиваться интуиция. Его расположение между двумя полушариями и два
нерва идущие от глаз позволяют передавать информацию мозгу через соего
рода "внутреннее security".
Известно, что железы связаны одна с другой и их работа
скоординирована. Внешние обекты воспринимается глазами и затем
информация передаётся в мозг, благодаря процессу восприятия сигнала
включается тот или иной гормон, влияющий на наше состояние. Важность
третьего глаза в том, что он способен управлять деятельностью мозга
контролируя процесс передачи информации - разотождествляя обьекты с их
"отпечатками" в уме и эмоциональным содержанием, которое накладывается
на них умом автоматически. Тем самым под котроль может браться абсолютно
все воспринимаемые обьекты оказывающие на нас те или иные влияния.
Контролируется так же процесс выделения гормонов и тех ощущений которые
мы испытываем вследствии их выделения: счастья, страдания, страха,
гнева; эмоциональные подьёмы. Мы не можем изменить характер обьектови
воспринимаемых нами явлений, но можем изменить их ведение, благодаря
практике раскрытия " третьего глаза". В этом смысле Шивайога и есть та
йога где полностью включается процесс читта вритти ниродхах
разотождествления свидетельствующего сознания с его модификациями.
Фактически все железы нашего тела "завязаны" на третий глаз, если
он не пробуждён, то информация поступающая от внешнего мира не проходит
никакой фильтрации и вызывает прямую обратную реакцию, заставляя
действовать механизм samskara . При его пробуждении происходит
соединение со свидетельствующим сознанием никак на прямую не связаным с
воздействующими на него обьектами.
При полном пробуждении третьего глаза человек может прибывать в
состоянии самадхи постоянно. Паралельно с его открытием происходит то,
что в других школах, например у натхов, описывается как кхечари-мудра (с
подрезанием языка) - открывается чакра нектара (лалана, сома-чакра),
который насыщает все тело. Процессы жизнедеятельности при этом
замедляются , снижается потребность в пище и зависимость от внешних
обьектов. Традиция знает примеры, когда йогины занятые процессом
шивайоги погружались в контролируемое самадхи и проводили в нем десятки
лет, могли осознанно выходить из тела, обретали сверхестественные
способности, поднимаясь над миром обусловленого бытия.
Практика совершено проста в выполнении, но как и все формы йоги
требует регулярности в занятиях и постепенного накопления опыта. Помимо
всего прочего здесь необходима передача от Гуру и посвящение.
|